Недействующий

О Федеральной миграционной программе (с изменениями от 13 июня 1996 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 07.12.2016 N 656)

2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Реализация государственной миграционной политики предполагает деятельность органов государственной власти Российской Федерации в рамках Федеральной миграционной программы по следующим основным направлениям.

1. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области миграции, создание правовой базы, определяющей основные взаимные права и обязанности мигранта и государства.

Действующая в Российской Федерации законодательная база не позволяет осуществить в полной мере правовое обеспечение миграционных процессов. Вследствие этого будет продолжена разработка законодательных и иных нормативных актов, определяющих правовое положение различных категорий мигрантов и взаимодействие субъектов миграционных правоотношений. Основой этих разработок будет являться разрабатываемый ФМС России Федеральный закон "О миграции в Российской Федерации".

2. Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права.

Для осуществления мер по защите прав мигрантов необходимо стимулировать заинтересованность и повысить ответственность органов государственной власти Российской Федерации, неправительственных организаций и предприятий всех форм собственности за обеспечение прав мигрантов в новых экономических условиях.

Путем заключения межгосударственных соглашений с государствами-республиками бывшего Союза ССР по проблемам, связанным с регулированием миграционных процессов, следует добиться решения вопросов соблюдения прав человека и экономических интересов мигрантов, компенсаций за оставляемое ими жилье и другое имущество. При этом вопросы осуществления экономической и кредитно-финансовой политики в отношении государств-республик бывшего Союза ССР надо увязывать с защитой прав и интересов соотечественников.

Эффективную защиту прав и законных интересов соотечественников за рубежом предполагается осуществлять при участии диаспор, этнически связанных с Россией.

3. Организация иммиграционного контроля, регулирование миграционных потоков.

Контроль и распределение потоков внешней миграции предполагают создание специальных служб иммиграционного контроля на пунктах пропуска через государственную границу и мест временного содержания иностранцев, ищущих убежища, что будет способствовать пресечению случаев незаконной миграции.

Контроль и распределение потоков внутренней миграции будут осуществляться территориальными органами ФМС России, что позволит своевременно определять очаги социальной напряженности и вносить изменения в межрегиональные и региональные программы, перераспределяющие миграционные потоки по территориям.

4. Прием, временное размещение беженцев и вынужденных переселенцев, организация расселения, оказание помощи, содействие в трудоустройстве и обустройстве на новом постоянном месте жительства.

Мероприятия по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам ориентированы на:

полную поддержку социально незащищенной категории мигрантов* со стороны государства;

оказание помощи семьям мигрантов при их непосредственном участии в своем обустройстве.

Реализация задач по приему, размещению и обустройству на новом месте жительства беженцев и вынужденных переселенцев будет осуществляться в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с выделением земельных участков, строительством пунктов первичного приема, центров временного размещения, компактных поселений, созданием новых рабочих мест и реализацией адаптационных программ.

Развитие сети пунктов первичного приема, мест временного содержания позволит ослабить интенсивность потока лиц, ищущих убежища, в крупные административные центры и нормализовать криминогенную и эпидемиологическую обстановку.

-------------------

<*> Социально незащищенная категория мигрантов - одинокие пенсионеры и одинокие инвалиды, матери-одиночки с детьми до трех лет, дети-сироты, многодетные семьи с тремя и более детьми до 18 лет.

5. Разработка предложений по реализации внешней и внутренней политики России, влияющих на миграционные процессы.

В условиях обострения межнациональных отношений в ряде государств-республик бывшего Союза ССР, возникновения очагов этнических конфликтов в России и увеличения вследствие этого вероятности массовых перемещений населения требуется особый подход к выработке внешней и внутренней политики России. Изменение подходов обусловлено также присоединением Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев, принятием Законов Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Для предотвращения возникновения кризисных ситуаций, связанных с проблемами вынужденной миграции, необходимо своевременное информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти об изменениях в общеполитической и миграционной обстановке и предложениях по гармонизации внутренней и внешней политики России.

6. Прогнозирование миграционных процессов и формирование государственной миграционной политики с учетом изменения общеполитической и экономической ситуации.

Стереотип возникновения конфликтных ситуаций за рубежом позволяет с достаточной степенью вероятности разрабатывать ситуационные модели миграционного поведения в экстремальных условиях.

Координационная деятельность ФМС России по научным и практическим разработкам, связанным с анализом и прогнозированием развития миграционных процессов будет осуществляться на новой методологической основе с использованием единой информационно-справочной системы в области миграции.

7. Разработка региональных и межрегиональных программ и организация их выполнения.

Необходимость единого подхода в реализации государственной миграционной политики, включая учет демографической ситуации и состояния рынка труда регионов, возможность территориального перераспределения миграционных потоков требуют разработки межрегиональных и региональных программ на основе рационального расселения мигрантов на территории России, что снизит нагрузку на региональные рынки жилья, труда и потребления. Региональные программы должны сочетать в себе интересы всех слоев и групп населения.

8. Распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции, и контроль за их использованием. Определение альтернативных источников финансирования.

Определение и оценка источников финансирования программ, разработка расчетов текущих затрат и объемов капиталовложений с учетом развития инфраструктуры и социальной сферы регионов позволит осуществлять перераспределение финансовых средств, исходя из приоритетов и сроков выполнения программ, а также усилить контроль за их использованием. Одновременно предусматривается стимулирование создания инвестиционных фондов, международных и российских банков, системы кредитования и страхования мигрантов, разработка механизма привлечения средств внебюджетных фондов.

9. Разработка механизма взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительными органами.

Создание единой системы взаимодействия в управлении миграционными процессами исключит возможность дублирования функций и позволит эффективно осуществлять программные мероприятия.