Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок труда, что требует соблюдения государственных интересов Российской Федерации, влияния государства на структуру эмиграционно-иммиграционных потоков в целях сохранения профессионально-квалификационного потенциала страны.
Процесс внешней трудовой миграции россиян сопряжен сейчас с рядом негативных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие - несбалансированность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за границей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально - квалификационной структуры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.
Значительная часть организаций, занимающихся направлением российской рабочей силы за рубеж, не имеет разрешений на этот вид деятельности, что приводит к ущемлению прав российских трудящихся-мигрантов.
Осложнение общественно-политической и социально-экономической ситуации в России будет толкать российских граждан на поиск работы за границей. По экспертным оценкам, число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн. человек в год.
В области внешней трудовой миграции важно обеспечить содействие повышению социального статуса мигрирующих работников и членов их семей при условии удовлетворения национальных интересов стран экспортеров и импортеров рабочей силы.
В связи с этим в рамках государственного регулирования внешней трудовой миграции необходимо:
обеспечить защиту прав российских трудящихся-мигрантов;
смягчить ситуацию на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей;
надежно защитить российский рынок труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы;
обеспечить поступление валютных средств за счет переводов трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.
В этих целях вводится на территории Российской Федерации система квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы, лицензирование деятельности организаций, специализирующихся на международном трудовом обмене.