Приложение
к приказу Минприроды России
от 1 февраля 1993 года N 18
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке производства по делам о нарушении
правил пользования и охраны животного мира
(с изменениями на 28 декабря 1995 года)
1. Общие положения
1. Настоящей Инструкцией регламентируются следующие вопросы:
порядок изъятия у нарушителей правил пользования и охраны животного мира, находящихся при них орудий добывания животных, незаконно добытой продукции, транспортных средств, соответствующих документов, предварительная оценка изъятого имущества;
исчисление и взыскание причиненного ущерба незаконным уничтожением, отловом объектов животного мира;
порядок составления протоколов о нарушении правил пользования и охраны животного мира;
порядок рассмотрения дел о нарушении правил пользования и охраны животного мира;
исполнение постановлений о наложении административных взысканий, их обжалование и опротестование;
порядок учета незаконно добытой продукции, орудий добывания животных, транспортных средств, изъятых у нарушителей документов;
порядок реализации и списания изъятых у нарушителей или обнаруженных на месте нарушения бесхозных орудий добывания животных, транспортных средств, незаконно добытой продукции.
В государственных природных заповедниках производство по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" и настоящей Временной инструкцией не регламентируется (абзац в редакции приказа Минприроды России от 28 декабря 1995 года N 537).
2. Порядок оформления первичных документов
1. Должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, территориальных органов по охране природы по факту совершения нарушения составляется протокол установленной формы (форма 1) (пункт в редакции приказа Минприроды России от 28 декабря 1995 года N 537).
2. Должностными лицами территориальных органов по охране природы принимаются к рассмотрению протоколы о нарушениях на бланках других природоохранных организаций, правоохранительных органов, а также акты произвольной формы, составленные работниками правоохранительных органов и общественных организаций, в которых содержатся необходимые сведения для разрешения дела.
Должностные лица государственных природных заповедников используют также специальные бланки протоколов о нарушении заповедного режима.
3. По каждому административному правонарушению составляется протокол независимо от количества лиц, участвовавших в совершении нарушения. В случае необнаружения нарушителя протокол составляется по факту совершения правонарушения.
Если нарушение сопряжено с причинением ущерба животному миру либо содержит признаки преступления, копия протокола вместе с исковым заявлением направляется в народный или арбитражный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства либо направляется в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности и признания территориальных органов по охране природы гражданским истцом по уголовному делу.
4. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения или задержания нарушителя. Личность нарушителя удостоверяется по имеющимся у него документам или путем опознания свидетелями нарушения. При невозможности установления личности нарушителя на месте задержания должностные лица территориальных органов по охране природы, общественные инспектора доставляют нарушителей в милицию, местный Совет народных депутатов или иное служебное помещение, где после установления личности составляется протокол о нарушении.
5. При заполнении бланка протокола надлежит четко и ясно записывать ответы на все содержащиеся в нем вопросы, обратив особое внимание на точность и полноту изложения состава нарушения. Необходимо описать индивидуальные, характерные приметы изъятых предметов, явившихся орудием совершения нарушения, вид и состояние транспортного средства, его регистрационный номер, количество (поштучно), видовой состав незаконно добытого и его вес.
При наличии у нарушителя огнестрельного оружия указывается его модель или тип, калибр и заводской номер, а также каким органом внутренних дел выдано разрешение, его номер и дата выдачи.
6. Протокол подписывается: лицом, его составившим, нарушителями, лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения, и свидетелями (при их наличии).
В случае отказа нарушителя подписать протокол в нем делается запись об этом, которая удостоверяется подписью составителя протокола и другими лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения.
Нарушитель вправе представить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
7. Лицо, составившее протокол, извещает нарушителя о месте и времени рассмотрения дела, разъясняет его права и обязанности, предусмотренные законодательством, о чем делается отметка в протоколе.
8. Наряду с протоколом заполняется опись - оценка орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, изъятых у нарушителя (форма 2).
Опись - оценка составляется в двух экземплярах (для приобщения к протоколу и вручения нарушителю). В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего раздела, к копии протокола приобщается копия описи - оценки.
9. Помимо описи - оценки и отдельного письменного объяснения нарушителя, если таковое имеется, к протоколу приобщается приемный акт (форма 3) на изъятые у нарушителя орудия добывания животных, транспортные средства, расписки и документы, удостоверяющие сдачу на склад изъятого имущества, а незаконно добытой продукции - в государственные или коммерческие организации с указанием количества (поштучно) видового состава и веса.
При возврате владельцу изъятого имущества заполняется расходная накладная (форма 4).