УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Концепции развития рынка
ценных бумаг в Российской Федерации
(с изменениями на 16 октября 2000 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1756.
____________________________________________________________________
В целях осуществления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации, обеспечения на рынке сочетания интересов экономической безопасности государства, привлечения инвестиций в промышленность и защиты прав граждан - акционеров и вкладчиков, а также в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации (далее именуется - Концепция).
2. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации:
обеспечивать реализацию задач, предусмотренных Концепцией;
в месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с положениями Концепции.
3. Администрации Президента Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг ежемесячно представлять Президенту Российской Федерации информацию о ходе реализации Концепции.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
1 июля 1996 года
N 1008
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 1 июля 1996 года
N 1008
Концепция развития рынка ценных бумаг в
Российской Федерации
(с изменениями на 16 октября 2000 года)
Содержание
Раздел I. Анализ развития рынка ценных бумаг | ||
1. | Экономическая реформа и рынок ценных бумаг в 1991-1996 годах | 3 |
2. | Правовые основы развития рынка ценных бумаг | 4 |
3. | Основные факторы, определявшие развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах | 5 |
4. | Основные сегменты рынка ценных бумаг в 1991-1996 годах
| 5 |
5. | Становление и развитие структур фондового рынка | 7 |
6. | Заключительные положения и выводы | 8 |
Раздел II. Государственная политика на рынке ценных бумаг | ||
1. | Основы государственной политики на рынке ценных бумаг
| 9 |
2. | Важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг
| 12 |
3. | Национальные интересы и рынок ценных бумаг
| 13 |
4. | Принципы и структура государственного регулирования рынка ценных бумаг
| 15 |
Раздел III. Стратегия государства на рынке ценных бумаг | ||
1. | Цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг
| 17 |
2. | Государство как заемщик на рынке ценных бумаг
| 18 |
3. | Кредитно-денежная политика государства и рынок ценных бумаг
| 20 |
4. | Раскрытие информации и информационное обеспечение рынка ценных бумаг
| 21 |
5. | Налогообложение операций на рынке ценных бумаг
| 22 |
6. | Модель и структура рынка ценных бумаг
| 23 |
7. | Роль и место саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг | 26 |
8. | Защита интересов государства и субъектов рынка ценных бумаг
| 27 |
Раздел IV. Развитие нормативной правовой базы рынка ценных бумаг
| ||
1. | Основные принципы развития нормативной правовой базы рынка ценных бумаг
| 29 |
2. | Основные направления развития нормативной правовой базы рынка ценных бумаг | 30 |
1. Экономическая реформа и рынок ценных бумаг в 1991-1996 годах
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.
С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также (в 1991-1994 годах) рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Таким образом, мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, а до начала 1995 года и венчурными компаниями приобрела доминирующее значение.
Кроме того, на современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги (внешние инвесторы в значительной мере отработали схемы вложения капитала в акции российских предприятий, а для мобилизации внутренних сбережений определены принципы и подходы к формированию коллективных инвестиций).
Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий - к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов (финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства, что отражает прежде всего объективные трудности перехода к новой экономической системе.
С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики действие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным образом в мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты, представляющие другие сферы экономики (приватизированные предприятия), находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка ценных бумаг.
С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.
К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета - государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
2) реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).
2. Правовые основы развития рынка ценных бумаг
Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах. В этих условиях формирование правовой базы рынка ценных бумаг осуществлялось на основе указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.
Важной особенностью этого периода, оказавшей негативное влияние на ликвидность рынка, было налогообложение операций с ценными бумагами.
К началу 1996 года в результате совместной работы Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации удалось добиться качественного изменения ситуации: приняты и вступили в силу части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Удалось вплотную подойти к принятию уже в 1996 году федеральных законов об инвестиционных фондах и о негосударственном пенсионном обеспечении. Отменен налог на операции с ценными бумагами.
Можно ожидать, что к концу 1996 года законодательная база рынка капиталов будет в основном сформирована.
3. Основные факторы, определявшие развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах
К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах, относятся:
а) масштабная приватизация и связанные с ней:
выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг;
выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;
б) развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных бумаг;
в) кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей;
г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании;
д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации ценным бумагам на международные рынки капиталов.
4. Основные сегменты рынка ценных бумаг в 1991-1996 годах
Формирование рынка ГКО - ОФЗ
В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.
К настоящему времени ввиду высокой надежности ГКО - ОФЗ и их доходности, несопоставимой с доходностью других финансовых инструментов, этот сегмент рынка ценных бумаг оказывает доминирующее влияние на ценовую динамику. Острейшей проблемой, без решения которой крайне трудно привлечь средства на развитие предприятий, является снижение доходности по государственным долговым инструментам.
Ценные бумаги приватизированных предприятий
Масштабная приватизация государственных предприятий привела к появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых инструментов - акций приватизированных предприятий. Быстрое развитие рынка акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его инфраструктуры в сочетании с динамичным развитием рынка государственных и муниципальных ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг. Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий, уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и мелких предприятий.
Новые коммерческие структуры, нелицензированные
финансовые компании и суррогаты ценных бумаг
Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими структурами показал высокую степень готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Вместе с тем значительное количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка. Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением нелицензированных финансовых компаний, активно привлекавших в 1992-1994 годах средства населения на приобретение не обеспеченных реальными активами ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг.
Процесс привлечения новых средств вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995 года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям) до 1995 года.
Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск которых отражает стремление эмитентов обойти правовые ограничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.
Негативные события 1992-1995 годов, являющиеся в значительной мере типичными для всех возникающих рынков ценных бумаг, имели и положительный эффект: изменилось отношение населения к рискованным инвестициям. Сегодня только 4 процента населения готовы вкладывать сбережения в такие финансовые инструменты рынка.
5. Становление и развитие структур фондового рынка
За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг - представляют собой:
коммерческие банки;
брокерские фирмы;
инвестиционные фонды различных типов;