Недействующий

Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.08.02 N 630)

1. Введение, цели, задачи, этапы реализации программы


Базовая модель представляет собой рекомендуемую типовую форму региональной комплексной программы развития малых и средних городов. Использование модели позволит разрабатывать региональные программы в рамках единой Программы.

Субъекты Российской Федерации представляют разработанные ими региональные программы развития малых и средних городов в Министерство строительства Российской Федерации. Включение мероприятий региональной программы в Программу позволит привлечь для решения проблем городов соответствующего региона в необходимых случаях средства федерального бюджета, а также средства привлекаемых Союзом малых городов Российской Федерации заинтересованных инвесторов, в том числе зарубежных.

Разработка региональных программ в соответствии с положениями Программы осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных источников, при этом Союз малых городов Российской Федерации может оказывать информационное, методическое и организационное содействие в разработке программ, привлекая с этой целью сотрудничающих с ним ученых и специалистов.

В соответствии с предлагаемой базовой моделью региональная программа развития должна включать:

а) анализ социально-экономического состояния городов и экономического потенциала, который может быть задействован в интересах их развития;

б) анализ проблем ("болевых точек") городов и возможные пути их преодоления;

в) конкретный план мероприятий по развитию городов, в том числе тех из них, которые требуют участия федеральных органов исполнительной власти, привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных источников.

Цели и задачи программы в значительной мере будут вытекать из выявленных проблем. Фактический материал по проблемам региона должен стать обоснованием как целей и задач, так и основных путей достижения целей и решения задач. Среди целей и задач программы могут быть выделены краткосрочные и долгосрочные. Намеченные цели должны иметь необходимую степень конкретизации и адресный характер. Они должны ориентироваться на формирование механизмов саморазвития малых и средних городов.

В состав программ целесообразно включать мероприятия:

по устранению монопрофильности градообразующей базы малых и средних городов, в том числе по развитию малого предпринимательства;

по перепрофилированию предприятий на выпуск продукции и оказание услуг, пользующихся спросом у потребителей;

по предоставлению физическим и юридическим лицам для хозяйствования и получения прибыли движимой и недвижимой собственности, муниципальных земельных участков, жилищных и культурно-бытовых объектов на условиях аренды, найма, концессии и договора;

по разработке проекта планировки региона с заблаговременным выделением территорий для привлечения и размещения новых предприятий в малых и средних городах, наиболее пригодных для промышленного развития; по созданию технопарков (благоустройство территории и подведение коммуникаций целесообразно финансировать из средств региона и города, строительство промышленно-производственных объектов на средства привлекаемых фирм и частных инвесторов);

по маркетингу и рекламе условий размещения новых предприятий и жилищного строительства в малых и средних городах региона;

по устранению недостатков периферийных малых и средних городов путем повышения эффективности работы транспорта и связи (в том числе за счет обеспечения конкуренции между государственными и частными транспортными предприятиями, владельцами автотранспорта с применением транспорта малой вместимости - микроавтобусов, маршрутных такси);

по объединению территориально сближенных населенных пунктов в целевые союзы для разработки совместных проектов, строительства общих инженерных коммуникаций и сооружений (в том числе добровольное объединение населенных пунктов с региональным центром для формирования его пригородной зоны и взаимовыгодного решения общих проблем);

по формированию регионального рынка автономных систем инженерного оборудования городов.

В основе разрабатываемых программ может лежать совершенствование региональной нормативной базы:

обеспечивающей свободу доступа к средствам производства и реализации продукции, к получению денежных займов и рыночной информации, к получению необходимых для рынка профессий;

создающей условия для развития добросовестной конкуренции между производителями товаров и услуг, в том числе между населенными пунктами, в создании наиболее благоприятной среды проживания для своих жителей; обеспечивающей запрет недобросовестной конкуренции, проведение антимонопольной политики;

способствующей развитию различных видов самоуправления городов финансового, организационно-хозяйственного, штатного, административного, территориального и других;

обеспечивающей повышение доходов бюджетов малых и средних городов за счет создания их собственной финансовой базы с привязкой использования собираемых налогов к тем территориям, где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги;

создающей условия постепенного перевода на самоокупаемость коммунальных услуг города с одновременным ограничением монопольных действий коммунальных служб и обеспечением социальной защиты населения;

обеспечивающей льготы по налогам и кредитам для предприятий и предпринимателей, осуществляющих полезную для развития малых и средних городов деятельность (создающих новые рабочие места, осуществляющих строительство необходимых городам культурно-бытовых, жилищных, природоохранных объектов и т. п.).

В региональной программе выделяются основные, характерные для данного региона типы небольших городов с соответствующей дифференциацией общерегиональных мероприятий.

Сроки и этапы реализации региональной программы должны определяться местными условиями региона. В то же время целесообразно их координировать со сроками выполнения мероприятий Программы.

Региональная программа составляется при непосредственном участии городов конкретного субъекта Российской Федерации.