Недействующий

Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.08.02 N 630)

 4. Формирование механизмов развития
и саморазвития малых и средних городов

Программа предусматривает формирование механизмов развития и саморазвития малых и средних городов.

Механизмы развития малых и средних городских поселений формируются на федеральном, региональном (субъекта Российской Федерации) и местном (городском) уровнях. Механизмы саморазвития формируются в основном на местном уровне и зависят от политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях.

Исторически механизмы городского саморазвития определялись местными ресурсами (природными, сырьевыми, интеллектуальными и другими), развитием предпринимательства, в том числе малого бизнеса, сельского хозяйства и промышленности, уровнем правовой обеспеченности, историко-культурными и духовными традициями. Важную роль играли капиталовложения, новые технологии, народные промыслы.

В условиях командно-административной системы исторически сложившиеся механизмы саморазвития были разрушены. Программа исходит из того, что в настоящих условиях городскому саморазвитию нет альтернативы.

Реализация Программы построена на основе действия механизмов, регулирующих ее выполнение.

4.1. Организационно-управленческие механизмы

Организационно-управленческие механизмы включают в себя следующее:

разработку и принятие исходя из специфики городских поселений федеральных законов о местном самоуправлении, предусматривающих предоставление равных юридических прав всем городам (независимо от их прежнего административного статуса) в формировании муниципальной собственности и бюджета, в регулировании процессов экономического и социального развития городов;

создание правовой базы местного самоуправления, позволяющей развивать инициативу и самостоятельность, повышать активность населения и администрации городов;

предоставление населению и юридическим лицам для хозяйствования и получения доходов движимой и недвижимой собственности, а также муниципальных земельных участков, жилищных и культурно-бытовых объектов, муниципальных заказов на выполнение тех или иных работ и услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора;

принятие управленческих решений с учетом как общественных, так и частных интересов;

формирование и функционирование на принципах демократии органов местного самоуправления как негосударственной выборной власти;

представление государственной власти на муниципальном уровне органами, функции которых отделены от функций органов местного самоуправления;

обеспечение правовой защиты органов местного самоуправления в качестве гарантии самоуправления. На федеральном уровне устанавливается запрет на вмешательство органов государственной власти субъектов Российской Федерации в местное самоуправление в части изменения их собственной компетенции и осуществления других регулирующих функций;

создание системы государственных гарантий на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающих саморазвитие малых и средних городов, включая и право самостоятельно определять пути, формы и стадии перехода к реальному местному самоуправлению с учетом специфики города, а также степени готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории;

принятие правовых актов, определяющих проведение налоговой и бюджетной политики с учетом специфики малых и средних городов, позволяющей обеспечить приемлемое соответствие местных бюджетов выполняемым ими задачам;

создание и совершенствование правовых основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды в малых и средних городах;

законодательное закрепление принципов взаимоотношений небольших городских поселений и больших городов, городских и сельских пунктов;

территориальная организация городского самоуправления и решение вопроса о районном уровне управления в системе местного самоуправления;

принятие правовых актов, определяющих возможности проведения ряда экспериментов на базе малых и средних городов;

отработку различных форм и типов местного самоуправления с учетом местной специфики, национальных традиций и иных факторов;

создание благоприятных экономических и других условий тем городам, которые, успешно используя местные ресурсы, становятся "точками роста" в регионах;

выработку принципов действия финансово-бюджетных институтов и налоговой системы в условиях реального местного самоуправления;

разработку форм взаимодействия малых городов и сельских поселений;

создание многообразных организационно-управленческих механизмов сохранения исторической городской среды,  развития зон рекреации, туризма, возрождения промыслов.

4.2. Экономические механизмы

Основными составляющими экономических механизмов являются: развитие предпринимательства и малого бизнеса на базе использования местных ресурсов, финансово-кредитный механизм, механизм рыночной инфраструктуры, формирование муниципальной собственности, выделение и использование земли и платы за нее, оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершенного строительства, подключения к сетям инженерной инфраструктуры и т. д.).

4.2.1. Бюджетно-налоговая политика