1.1. В результате осуществления долговременной политики форсированного развития тяжелой промышленности, сверхцентрализации управления, преобладания отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным малые и средние города оказались сейчас в кризисном положении. В период экономических реформ жители малых и средних городов наименее социально и экономически защищены. Здесь сложилось тяжелое экономическое положение. Кризис поразил все сферы жизнедеятельности.
Положение усугубляет резкое отставание небольших городских поселений по уровню, условиям жизни и возможностям социально-культурного развития их жителей от населения больших городов. Резко ухудшилось использование сосредоточенного в них экономического потенциала. Существенно ограничились возможности реализации функций малых и средних городов как производственно-обслуживающих и социально-культурных центров в сельской местности.
Ситуация резко ухудшилась в ходе проводимых реформ: остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминогенная обстановка. Обострилась проблема оттока финансовых и иных ресурсов из малых городов в большие. В каждом четвертом поселении уменьшается число жителей.
1.2. Ряд аспектов проблемы развития малых и средних городов имеет общегосударственное значение и требует решения на федеральном уровне. В этом отношении характерна проблема общего отставания малых и средних городов по уровню социально-экономического развития от больших городов. В целом лишь 20 процентов малых городов имеют нормативные показатели развития городской среды. Острой проблемой небольших городов является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплексность и нарастание процессов распада; малые города значительно отстают от больших по уровню развития сферы обслуживания; в условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодно содержать объекты социальной сферы, а их передача на баланс органов местного самоуправления неэффективна из-за недостатка средств; для малых городов характерно несоответствие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования действующим санитарно-гигиеническим нормам. Сложилась острая экологическая обстановка в центрах добычи полезных ископаемых, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной отраслях промышленности, теплоэнергетике.
1.3. Характерными проблемами многих малых городов являются несоответствие структуры народно-хозяйственной базы требованиям социально ориентированной рыночной экономики, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов и низкая в целом производительность труда. Происходит утрата специфических производственно-трудовых навыков населения и исчезновение множества традиционных, характерных для малых городов самобытных производств, основанных на широком использовании местных минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных, рекреационных и бальнеологических ресурсов.
В целом для небольших городов характерны пониженные темпы экономического развития, сохраняющееся неравенство по отношению к большим городам в возможностях использования финансовых, материально-технических, интеллектуальных и других ресурсов для экономического и социально-культурного развития.
1.4. В большинстве малых и средних городов сложилась неблагоприятная социально-демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения, пониженным удельным весом населения трудоспособных возрастов и повышенным - пенсионных, свертыванием процессов притока сельского населения. Отставание по уровню социально-экономического развития, неудовлетворительное состояние социально-бытовой инфраструктуры приводят к неблагоприятной социально-демографической ситуации, оттоку населения в наиболее трудоспособном возрасте. Сокращение производственно-активной базы населения ведет к замедлению решения социально-экономических вопросов.
Негативные демографические процессы привели к сокращению численности населения части малых городов. Для их значительной группы в связи с особенностями экономической базы характерны преобладание мужского или женского населения, рост в городах-новостройках северных и восточных районов страны числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве (молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды и др.) в связи с узкопрофильностью сфер приложения труда и сокращением объемов производства.
Для малых и средних городов характерны низкий в целом уровень социально-экономической активности, неподготовленность населения и недостаточная подготовленность административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики.
Низкий уровень социально-экономической активности в этих городах обусловлен также и отсутствием в них учебно-образовательной инфраструктуры экономической направленности: школ молодого экономиста и менеджера, лицеев и коммерческих училищ.
1.5. Острой проблемой является транспортно-коммуникационная оторванность малых городов от основных экономических, научных и культурных центров страны и рыночной инфраструктуры. Так, 75 процентов малых городов расположены на расстоянии свыше 80 километров от областных центров, в том числе 10 процентов - свыше 500 километров, только около 20 процентов малых городов входят в состав городских агломераций. Более 20 процентов малых городов удалены от железных дорог, а около 10 процентов не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; повсеместным стал недостаток транспортных средств и горючего, резко сокращено число автобусных маршрутов в средней полосе России и авиационных - в Западной и Восточной Сибири, разрушается транспортная инфраструктура. Менее 40 процентов городов обеспечены телефонами в соответствии с нормативами. Положение усугубляют многократно возросшие транспортные тарифы и цены на услуги связи.
Включенность в плотную сеть коммуникационно-транспортных связей могла бы снять проблему влияния размера города на интенсивность его социально-экономической жизни. Известно, что малые города, находящиеся в такой сети, являются центрами той или иной деятельности общенационального и мирового значения (Дубна, Новосибирский академгородок и другие).
1.6. Для большинства малых и средних городов, в отличие от больших, характерны низкий уровень технического оснащения их структур управления, примитивная информационная технология принятия решений и информационного обслуживания населения, недостаток средств для формирования информационных ресурсов. Отсутствие необходимой информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования городов, нахождению партнеров по кооперации и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений городов для отечественных и иностранных инвесторов.
Дисбаланс в уровнях развития больших и малых городов страны представляет собой серьезное препятствие на пути развития всего российского общества и должен быть преодолен в кратчайшие сроки.
1.7. В малых городах не сформированы в полной мере муниципальная собственность и муниципальное хозяйство: строительные организации, предприятия по производству строительных материалов, специальные подразделения по ремонту и реконструкции, реставрационные участки (мастерские), художественно-оформительские мастерские, службы благоустройства и озеленения с необходимой техникой и транспортом, мастерские по ремонту бытовой техники, бюро путешествий и экскурсий.
Одними из основных причин этой проблемы являются следующие:
отсутствуют правовые гарантии, обеспечивающие активную роль городов в формировании муниципальной собственности;
органы городского самоуправления (прежде всего городов районного подчинения) практически не оказывают влияния на процесс приватизации, с которым связано и формирование муниципальной собственности;
администрация городов не принимает должного участия в организации приватизации предприятий, расположенных на их территории;
органы государственной власти не в полной мере учитывают конституционные права местного самоуправления в части управления муниципальной собственностью.
Проблемой является обеспечение потребности малых городов в градостроительной документации и ее качество. Причинами отсутствия проектных документов являются недостаточность средств, выделяемых на их разработку, и слабость местной базы проектирования. Требуется повышение эффективности решений по градостроительному развитию и включение их в систему мероприятий по управлению городом.
1.8. При наличии общих для всей совокупности малых и средних городов проблем существуют и специфические проблемы следующих различных типологических групп городов:
а) по возможностям развития:
обладающие благоприятными предпосылками для интенсивного развития;
депрессивные;
нуждающиеся в реструктуризации экономической базы (текстильные, угольные и др.);
б) по функциональным типам:
города - районные центры;
с производственными функциями: промышленного профиля, научного и научно-производственного профиля ("наукограды"), города атомной энергетики, города, расположенные в регионах добычи полезных ископаемых;