УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 1996 года N 753
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ"
Содержание
Стр.
I. Паспорт федеральной целевой программы "Свой дом" 4
II. Федеральная целевая программа "Свой дом" 8
1. Содержание проблемы 8
2. Основные цели и задачи Программы 10
3. Сроки и этапы реализации Программы 11
4. Ресурсное обеспечение Программы 12
5. Механизм реализации Программы 13
5.1. Финансово-кредитный механизм 14
5.2. Использование собственных средств граждан 14
5.3. Предоставление бюджетных средств гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий 15
5.4. Использование кредитных ресурсов коммерческих банков 16
5.5. Организационный механизм 20
6. Контроль за ходом реализации Программы 23
7. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Программы 24
8. Индивидуальное жилищное строительство на селе
(подпрограмма "Крестьянский дом") 24
III. Пояснительная записка к федеральной целевой
программе "Свой дом" 25
1. Состояние жилищной сферы и развитие жилищной реформы
на современном этапе 25
1.1. Положение в жилищном секторе 25
1.2. Доступность жилья и ее связь с ресурсами семей 27
1.3. Анализ потенциального платежеспособного спроса
на жилье 28
1.4. Потребность в жилье в городах Российской Федерации 30
1.5. Прогнозирование снижения расходов на строительство
жилья за счет эффективных планировочных решений 31
1.6. Финансово-кредитные аспекты обеспечения доступности
и улучшения жилищных условий для семей со скромным
и средним достатком 32
2. Материально-техническое обеспечение индивидуального
малоэтажного жилищного строительства 35
2.1. Состояние и основные направления развития
малоэтажного домостроения 35
2.2. Основные направления развития деревянного
домостроения 39
2.3. Легкие конструкции в жилищном строительстве 42
3. Градостроительные аспекты индивидуального мало-
этажного жилищного строительства 43
IV. Бизнес-план. Социально-экономические и технико-
экономические обоснования 46
V. Бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета
для финансирования федеральной целевой программы
"Свой дом" на 1997 год 47
VI. Федеральные целевые программы. Федеральная целевая
программа "Свой дом" 48
Приложения 50
I. ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Свой дом"
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Свой дом"
Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации
разработке Программы от 23 марта 1996 г. N 420 "О
(наименование разработке федеральной целевой
соответствующего программы "Свой дом"
нормативного акта)
Государственный заказчик - Министерство строительства
Российской Федерации
Директор Программы - Басин Ефим Владимирович
Цели и задачи Программы, - создание организационных, финансовых
важнейшие целевые показатели и правовых предпосылок для
обеспечения доступным жильем граждан
с привлечением их средств и
долгосрочных банковских кредитов;
стоимость 1 кв. метра жилья не
должна превышать среднего
2-месячного денежного дохода на душу
населения в субъектах Российской
Федерации;
повышение доли индивидуального
жилищного строительства ежегодно по
всем регионам России на одну треть,
а в отдельных регионах - на одну
вторую от объемов вводимого жилья;
увеличение в 3-4 раза выпуска легких
строительных конструкций из
древесины и тонкостенных
металлических профилей и эффективных
утеплителей
Сроки и этапы реализации - 1996-2000 годы
Программы
I этап (1996-1997 годы) - создание
нормативно-правовой базы,
финансово-кредитного механизма,
организационных структур, внедрение
прогрессивных
архитектурно-строительных систем,
организация демонстрационных зон
пилотного строительства, ввод в
эксплуатацию не менее 40 процентов
доступного жилья от общего объема
индивидуального строительства;
II этап (1998-1999 годы) -
совершенствование правового и
финансово-кредитного механизмов,
разработка и освоение производства
малоэтажных жилых зданий на основе
открытой архитектурно-строительной
системы жилищного строительства,
ввод в эксплуатацию 60 процентов
доступного жилья в 1998 году; в 1999
году - 70 процентов от общего объема
индивидуального строительства;
III этап (1999-2000 годы) - массовое
строительство индивидуальных
малоэтажных доступных по цене домов
во всех регионах России с вводом в
эксплуатацию в 2000 году не менее 80
процентов от общего объема
индивидуального строительства
Перечень основных - разработка финансово-кредитного и
мероприятий инвестиционного механизмов;
подготовка проектов малоэтажных
домов, отвечающих требованиям
доступности, энергоэффективности и
экономичности;
выбор территорий строительства и
осуществление строительства пилотных
объектов на демонстрационных
территориях;
проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ,
направленных на переход от типового
проектирования домов к созданию
открытой архитектурно-строительной
системы на основе унификации
конструктивных элементов;
использование финансово-кредитного
механизма, реализованного при
пилотном строительстве;
модернизация базы строительной
индустрии и строительных материалов
в регионах;
адаптация проектов малоэтажных домов
к конкретным условиям региона;
организация и освоение выпуска
индустриальных конструкций, изделий
и деталей для комплектации домов
различных конструктивных типов
применительно к конкретным регионам
и территориям;
разработка и внедрение нормативной и
правовой базы стимулирования
индивидуального жилищного
строительства;
обобщение и распространение в
регионах механизмов финансирования и
кредитования жилищного строительства
с привлечением средств населения,
коммерческих банков и долгосрочных
кредитов
Исполнители основных - строительные организации и фирмы
мероприятий
Объемы и источники фи- - 67451 млрд. рублей
нансирования (в ценах 1996 года)
в том числе:
федеральный бюджет -
13251 млрд. рублей;
местные бюджеты - 12700 млрд.
рублей;
внебюджетные источники
-41500 млрд. рублей
Ожидаемые конечные - повышение доли малоэтажного
результаты реализации индивидуального жилищного
Программы строительства ежегодно - на одну
треть, а на отдельных территориях -
на одну вторую от вводимого жилья
при стоимости 1 кв. метра общей
площади, не превышающей среднего
2-месячного денежного дохода на душу
населения в субъектах Российской
Федерации;
ввод в эксплуатацию доступного по
цене малоэтажного индивидуального
жилья в 2000 году не менее 80
процентов от общего объема
индивидуального строительства;
развитие и совершенствование
рыночных механизмов стимулирования
жилищного строительства в России;
создание законодательной и правовой
базы развития малоэтажного
индивидуального жилищного
строительства
Система организации контроля - органы исполнительной власти
за исполнением Программы субъектов Российской Федерации
информируют Министерство
строительства Российской Федерации о
ходе реализации региональных
программ, которое
обобщает поступающие с мест
материалы и информирует
Правительство Российской Федерации
по итогам года с внесением
предложений по совершенствованию
проводимой работы
II. Федеральная целевая программа "Свой дом"
1. Содержание проблемы
Федеральная целевая программа "Свой дом"(далее именуется Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 г. N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом".
Анализ выполнения Государственной целевой программы "Жилище" показал правильность выбора стратегии и эффективность предусмотренных направлений жилищной реформы, что позволило полностью или частично решить ряд поставленных задач: преодолеть сокращение объемов жилищного строительства, уменьшить почти на 2 млн. число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, повысить норму обеспеченности жильем до 18 кв. метров на человека. Вместе с тем существенными недостатками указанной программы явились высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения. Дальнейшее улучшение дел с вводом жилья может наметиться лишь при существенном увеличении объемов малоэтажного индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, и организации долгосрочного кредитования. На первый план должны выйти его потребительские качества жилья, функциональные удобства проживания, учет природно-климатических и других специфических особенностей района и конкретного места размещения жилья, эстетические и экологические требования. Особое внимание должно быть направлено на снижение стоимости строительства за счет перехода к прогрессивным архитектурно-строительным системам, создание и развитие финансово-кредитной системы.
Повышенные требования к качеству зданий, их архитектуре и инженерному обеспечению обусловливают необходимость непрерывного совершенствования традиционных и создания новых типов малоэтажных зданий и разработки эффективных конструктивных решений. При увеличении уровня теплозащиты ограждающих конструкций на 20-25 процентов уже сегодня можно достичь снижения энергопотребления в малоэтажных жилых зданиях. Современные отечественные нормы предусматривают увеличение теплозащитных свойств жилых зданий в 1,7-2,5 раза по сравнению с существующими, дальнейшее развитие малоэтажного жилищного строительства должно быть сориентировано на преимущественное использование многослойных наружных ограждающих конструкций с эффективными утеплителями. С появлением новых материалов должны получить развитие и новые строительные системы: монолитные с оставляемой опалубкой из эффективного утеплителя, каркасные из различных материалов (древесины, металла и бетона). Эти архитектурно-строительные системы должны отличаться технологической гибкостью, многовариантностью возможных архитектурно-планировочных и конструктивных решений, доступностью исполнения, что сделает их конкурентоспособными на современном рынке домостроительной продукции.
Рациональная застройка выделенных участков малоэтажными домами, рассчитанными на широкие слои населения, должна состоять преимущественно из блокированных домов в сочетании с домами других типов. При этом существенное внимание должно уделяться применению автономных систем инженерного обеспечения, позволяющих не только снизить дорогостоящие затраты на строительство коммуникаций, но и сократить эксплуатационные расходы. По укрупненным расчетам застройка малоэтажными домами может обеспечить снижение совокупной стоимости 1 кв. метра общей площади более чем на 20 процентов.
Расчеты показывают, что выбор оптимальных планировочных решений малоэтажной застройки дает возможность в среднем снизить относительные расходы на строительство (в процентах): по этажности - на 2-3; по изменениям средней площади - до 15; по инженерно-геологическим условиям - 10-20; по инженерным сетям - до 4; по улучшению окружающей среды - 2. Переход на более эффективные системы с широким шагом несущих конструкций и замена стеновых систем каркасными позволят, не прибегая к резкой смене материалов, получить снижение себестоимости продукции примерно на 10-15 процентов. Дальнейшее совершенствование финансово-налоговой системы в строительстве и переход на энергоэффективные конструкции позволят снизить себестоимость готовой продукции примерно на 40 процентов.
С учетом градостроительных требований и необходимости ресурсо-энергосбережения в индивидуальном строительстве можно прогнозировать наиболее перспективные типы малоэтажных жилых зданий: одно-, двухэтажные с мансардами как отдельно стоящие, так и блокированные, на основе применения эффективных легких конструкций с использованием местных строительных материалов.
Строительство доступного жилья целесообразно ориентировать на размер жилой площади дома в пределах 50-80 кв. метров (90-120 кв. метров общей площади).
Наиболее эффективным способом является осуществление строительства малоэтажных домов организациями, выполняющими законченный цикл строительно-монтажных работ, при этом сроки строительства могут быть сокращены на 30-40 процентов. Кроме того, специализированные фирмы могут снизить норму прибыли на один объект, получая достаточную прибыль за расчетный период строительства, что позволит уменьшить стоимость жилья не менее чем на 10 процентов. Реализация всех намеченных мер позволит осуществить качественную перестройку структуры жилищного строительства.
Комплексное решение проблемы развития малоэтажного домостроения направлено на преодоление кризиса в жилищной сфере, рассчитано на долгосрочную перспективу и использование действующего рыночного механизма при государственной поддержке и координации межотраслевых связей.
2. Основные цели и задачи Программы
Главной целью Программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем, стоимость 1 кв. метра которого не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения. Программой предусматривается развитие механизмов субсидирования, льготного налогообложения и долгосрочного кредитования.
Удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального жилья должен к 2000 году выйти на объемы, предусмотренные Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище".