Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР

от 19 декабря 1984 года N 185


Инструкция
о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов

(в редакции писем Минфина СССР от 13.05.85 N 67, от 10.09.86 N 156, от 08.06.89 N 73,
от 09.08.90 N 102, от 31.05.91 N 36, от 13.08.91 N 46)
(с изменениями на 15 января 2007 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории РФ на основании
приказа Минфина России от 30 апреля 2020 года N 184
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2007 года N ГКПИ06-933 (оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 мая 2007 года N КАС07-140).

____________________________________________________________________


I. Общие положения* О)

1. Настоящая Инструкция издана в соответствии с положением "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683.

В настоящей Инструкции устанавливается порядок учета, оценки и реализации следующего имущества:

конфискованного на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других, уполномоченных на то государственных органов, и переданного налоговым органам для реализации;*1.3)

признанного в установленном порядке бесхозяйным;*1.4)

перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству*;

________________     

* В дальнейшем в тексте настоящей Инструкции имущество, перешедшее по праву наследования к государству, именуется "наследственное имущество".


переданные налоговым органам клады.

2. Налоговые органы в своей деятельности по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного, наследственного имущества и кладов руководствуются актами гражданского, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, настоящей инструкцией и другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с конфискацией имущества, признанием его бесхозяйным, переходом по праву наследования к государству, обнаружением кладов.

3. В соответствии с действующим законодательством к конфискованному имуществу относится имущество (в том числе ценности и денежные средства), безвозмездно изъятое государством в качестве санкции за правонарушение.*3)

Учет, оценка и реализация имущества, конфискованного судебными органами, производятся по правилам, установленным настоящей Инструкцией.

По этим же правилам производятся учет, оценка и реализация имущества, конфискованного другими (кроме судебных) органами, если законодательством Союза ССР и союзных республик не установлено специального порядка учета, оценки и реализации этого имущества (в частности, конфискованных органами Министерства внутренних дел СССР охотничьих ружей, валютных ценностей).

В том случае, если конфискованное имущество было полностью направлено на погашение долгов, подлежащих удовлетворению за счет этого имущества, судебные органы сообщают об этом налоговым органам.

В соответствии с инструкцией Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений выявление и взятие на учет имущества, подлежащего конфискации по судебным решениям, производят судебные исполнители.

4. К бесхозяйному имуществу относится такое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен. Бесхозяйное имущество поступает в собственность государства, а принадлежавшее колхозному двору поступает в собственность колхоза. В соответствии с законодательством союзных республик имущество признается бесхозяйным по решениям судебных или других уполномоченных органов. Организация работы налоговых органов по выявлению и учету бесхозяйного имущества регулируется в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.

5. Согласно Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик имущество переходит по праву наследования к государству, если у умершего гражданина нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства.

Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.

В случае, если наследственное имущество неправомерно передано в собственность лиц, не имеющих право его наследовать, а наследников этого имущества не имеется, или они не приняли наследства, налоговый орган обязан предъявить в суде иск о передаче указанного имущества государству по праву наследования.

В соответствии с Законом Союза ССР о государственном нотариате меры по охране наследственного имущества до передачи его налоговым органам осуществляют нотариальные органы. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, меры по охране наследственного имущества принимают исполнительные комитеты городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.*5.4)

6. Кладом являются зарытые в землю или скрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен или в силу закона утратил на них право.*6)

Обнаруженный клад поступает в собственность государства и должен быть сдан налоговому органу.

В соответствии с законодательством союзных республик лица, обнаружившие и добровольно сдавшие налоговому органу золотые и серебряные монеты, советскую и иностранную валюту, драгоценные камни, жемчуг, драгоценные металлы в слитках, изделиях и ломе, имеют право на получение вознаграждения, кроме случаев, когда раскопки или поиски таких ценностей входили в круг служебных обязанностей этих лиц.

Выплата вознаграждения производится финансовым органом, которому перечислена стоимость сданных ценностей. Налоговая инспекция, принявшая на учет сданные ценности, сообщает финансовому органу о сумме вознаграждения, подлежащей выплате. В тех случаях, когда в составе клада имеются ценные предметы, которые передаются в установленном порядке безвозмездно, выплата вознаграждения за них производится за счет средств бюджета союзной республики.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

7. Порядок учета, оценки и реализации имущества, установленный настоящей Инструкцией, не распространяется на:

а) не востребованное от органов связи имущество (в том числе ценности), отправленное посылками, бандеролями, письмами и денежными переводами, а также на конфискованные и запрещенные к пересылке почтовые отправления;

б) бездокументные, невостребованные, реализованные в пути следования грузы и невостребованный багаж на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте;

в) на другое, поступившее в собственность государства, имущество, в отношении которого законодательством Союза ССР и союзных республик установлен специальный порядок учета, оценки и реализации (например, конфискованные органами охраны охотничьего хозяйства орудия незаконной охоты, заготовляемый специализированными организациями бесхозяйный промышленный лом черных и цветных металлов и др.).

     

II. Порядок передачи имущества налоговым органам и его оценки

8. Принятие мер по охране и оценка переданных налоговым органам конфискованного и наследственного имущества, кладов, а также имущества, признанного бесхозяйным, возлагается на налоговые органы.

Налоговые органы осуществляют контроль за полнотой и своевременностью передачи им имущества, указанного в п. 1 настоящей Инструкции.

В этих целях они не реже одного раза в год производят проверку в государственных нотариальных и судебных органах, а также больницах, домах престарелых граждан, гостиницах и других аналогичных организациях, органах Министерства внутренних дел СССР (только по вопросам полноты и своевременности передачи бесхозяйного имущества, находок, конфискованных предметов мелкой спекуляции и валютных ценностей).

9. Имущество, конфискованное судебными органами, передается в натуре представителю соответствующего налогового органа судебным исполнителем в течение 20 дней со дня получения им исполнительного листа.

При передаче имущества представителю налогового органа вручается копия описи, составленной в процессе предварительного следствия, или второй экземпляр акта описи (ареста) имущества, составленного судебным исполнителем и утвержденного народным судьей.

В описи имущества исполнителем должны быть сделаны отметки об освобождении части имущества от ареста (исключении имущества из описи) на основании решения суда, о реализации части имущества, если такая реализация производилась для удовлетворения предъявленных к должнику требований, а также отметки об утрате или порче подлежащего конфискации имущества на момент передачи его представителю налогового органа. Судебный исполнитель сообщает также данные о стоимости реализованных скоропортящихся продуктов.

Прием и передача имущества в натуре подтверждаются подписями судебного исполнителя и представителя налогового органа на экземплярах акта описи (ареста) имущества.

В аналогичном порядке передается налоговым органам имущество, конфискованное по решениям других уполномоченных на то государственных органов, в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик реализация конфискованного имущества осуществляется налоговыми органами.

10. При переходе к государству имущества по праву наследования нотариальный орган направляет соответствующему налоговому органу, получившему свидетельство о праве государства на наследство, опись этого имущества, подписанную государственным нотариусом, понятыми и заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи).

В том случае, если за счет указанного в описи имущества в соответствии с законодательством союзных республик о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами были произведены соответствующие расходы или выплаты (по уходу за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны; на содержание граждан, находившихся на иждивении наследодателя; по охране наследственного имущества, по управлению им; по публикации сообщения о вызове наследников), в описи должно быть указано, какие суммы израсходованы на указанные цели и какие предметы реализованы для покрытия произведенных расходов.

После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа в присутствии ответственного хранителя и представителя жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления или уличного комитета, а в сельской местности - представителя исполкома сельского Совета народных депутатов проверяет наличие наследственного имущества в помещениях, в которых оно находится, и принимает его от ответственного хранителя на учет, о чем в описи этого имущества, полученной от нотариального органа, делается соответствующая отметка.

11. Лица, обнаружившие клад, должны сдать его налоговому органу, подав при этом письменное заявление, в котором указываются обстоятельства обнаружения клада. Клад может быть сдан и в местное отделение милиции. При сдаче клада налоговому органу последний приглашает работника отделения милиции для составления протокола и взятия клада под охрану. В протоколе отражаются:

объяснение лица, обнаружившего клад, и показания очевидцев (если они имеются) о месте и обстоятельствах обнаружения клада;

подробное описание предъявленных предметов клада (их внешний вид, объемы, весовые показатели и т.д.);

подтверждение факта добровольной сдачи клада.

Протокол составляется в четырех экземплярах, подписывается работниками налогового органа и отделения милиции, лицом, сдавшим клад, и очевидцами (если они имеются). Один экземпляр протокола вручается лицу, сдавшему клад, один остается у налогового органа, один передается представителю отделения милиции, принявшему клад под охрану, и один экземпляр прилагается к сопроводительному письму при отсылке в последующем в Гохран* (или передаче в музей или центру религиозного объединения).

________________     

* Государственное хранилище ценностей.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

В таком же порядке составляется протокол, если лицо, обнаружившее клад, сдает его в отделение милиции.

До реализации клада налоговый орган совместно с отделением милиции и с участием специалистов - экспертов местных органов культуры и торговли проводят экспертизу предметов клада для их предварительной оценки и решения вопроса о возможности отнесения их к художественным, историческим или иным культурным ценностям или к предметам религиозного культа. Результаты экспертизы и оценки предметов клада оформляются актом, который подписывается всеми лицами, принимавшими участие в экспертизе и оценке. Акт составляется в трех экземплярах, из которых один экземпляр передается налоговому органу, один прилагается к протоколу, высылаемому в Гохран (или музей или в центр религиозного объединения), и один экземпляр передается отделению милиции. (в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Предметы клада, подлежащие передаче в музей, передаются налоговыми органами представителю музея в соответствии с подпунктом "и", а подлежащие передаче центру религиозного объединения передаются представителю этого объединения в соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 настоящей Инструкции.

(в ред. письма Минфина СССР от 31.05.91 N 36)

Драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, принятые в составе клада, пересылаются органами Министерства внутренних дел СССР в Гохран в порядке, указанном в подпункте "к" пункта 16 настоящей Инструкции.

12. Если при передаче налоговому органу конфискованного или при приеме наследственного имущества будет установлена утрата, недостача или повреждение этого имущества, налоговый орган предъявляет к лицу, принявшему его на хранение, требование о внесении в десятидневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов. Если причитающаяся бюджету сумма за указанное имущество не будет внесена в бюджет в десятидневный срок, налоговый орган предъявляет (в десятидневный срок) в народном суде иск о взыскании с лица, принявшего имущество на хранение, стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев хищения (в том числе путем присвоения или растраты) или умышленного уничтожения, повреждения находившихся на ответственном хранении предметов, налоговый орган направляет соответствующие материалы следственным органам для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности и одновременно предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости указанных предметов.

13. Оценка конфискованного, бесхозяйного или наследственного имущества, а также кладов производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой передается это имущество для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом.

Находящиеся в составе указанного имущества почтовые марки, в том числе коллекции почтовых марок, пересылаются для оценки и реализации в порядке, предусмотренном подпунктом "е" пункта 16 настоящей инструкции.

При разногласии в оценке отдельных предметов между представителями налогового органа и предприятия или организации, которым передается имущество, оценка этих предметов производится приглашенным специалистом - экспертом. Экспертиза должна быть произведена не позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей разногласия. Работы по экспертизе оплачиваются в порядке, предусмотренном в пункте 35 настоящей Инструкции.

Оценка имущества может производиться на месте его выявления или после доставки на базу торговой организации или предприятию, принимающему это имущество для использования.

14. Принятое на учет налоговыми органами имущество оценивается:

а) товарно-материальные ценности (кроме импортных товаров), не бывшие в употреблении и на которые установлены государственные розничные цены, оцениваются исходя из этих цен с учетом качества вещей, их морального износа и спроса покупателей (но не выше установленных розничных цен);

(в ред. письма Минфина СССР от 13.08.91 N 46)

При этом на товары и другие материальные ценности, имеющие моральный износ, устанавливается скидка на устарелость фасона, модели и т.д. в соответствии с перечнями и шкалами скидок, установленными местными органами торговли;

б) товарно-материальные ценности, на которые отсутствуют розничные цены и установлены только оптовые цены без налога с оборота - по этим ценам с учетом износа. В том случае, если на товары и другие материальные ценности установлены оптовые цены с налогом с оборота - по оптовым ценам с налогом с оборота с учетом износа;

в) товарно-материальные ценности (в том числе импортные), на которые не установлены государственные цены, оцениваются применительно к действующим государственным ценам на аналогичные товары с учетом их технических характеристик, их качества, внешнего оформления, оригинальности исполнения, а также спроса покупателей. Для оценки таких товаров приглашаются специалисты - эксперты. Таким специалистом - экспертом (в случае отсутствия разногласий у членов комиссии) может быть товаровед комиссионного магазина, принимающего товар для реализации;

(в ред. письма Минфина СССР от 13.08.91 N 46)