4.1. Министерства и ведомства, организующие автобусные перевозки, должны действовать в соответствии с уставом автомобильного транспорта РСФСР, правилами перевозок пассажиров и багажа, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.
4.2. Организация автобусных перевозок осуществляется службами эксплуатации АТП с обязательным учетом обеспечения безопасности движения. Если осуществление перевозок возможно по двум или нескольким маршрутам, выбирается маршрут с наиболее благоприятными условиями (меньшая интенсивность движения, лучшее качество покрытия, большая ширина проезжей части и обочин, меньшее число пересечений, железнодорожных переездов и т.д.).
4.3. Транспортные управления (объединения), предприятия (организации), водители должны особое внимание уделять соблюдению расписания движения и норм вместимости автобусов, не допускать отклонений от установленных маршрутов следования и остановок на местах, не предусмотренных графиком движения.
Во всех случаях водитель автобуса несет личную ответственность за отклонение от указанного в путевом листе маршрута и установленного графика движения.
4.4. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.
На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размещается только в них.
4.5. Допустимая протяженность автобусных маршрутов определяется исходя из положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей с учетом расчетных нормативов скорости движения и установленной технологии перевозок.
Запрещается организация автобусных перевозок одним водителем на маршрутах протяженностью более 500 км,* а также выполнение ночных рейсов междугородных автобусов.**
____________
* При осуществлении перевозок двумя водителями в автобусе должно быть оборудовано спальное место.
** Под ночными понимаются рейсы с 1.00 до 5.00 часов.
4.6. Министерства и ведомства, исходя из условий эксплуатации подвижного состава, могут устанавливать максимальную скорость движения принадлежащих им автобусов ниже предела, определенного правилами дорожного движения.
4.7. Расписания (графики) движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок должны составляться службой эксплуатации АТП на основе нормативных значений скорости движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешенной правилами движения, знаками, а также установленной с учетом пункта 4.6 настоящих Требований.
Примечание. Под нормативными понимаются средние значения скорости движения автобусов, обеспечивающие безопасность, точность, регулярность и экономичность перевозок. Определение нормативных значений скоростей движения автобусов производится предприятием (организацией), осуществляющим перевозки пассажиров, на основании материалов обследований маршрутов по утвержденным методикам нормирования.
4.8. Водители автобусов при работе на линии должны иметь график движения с указанием в нем времени прохождения остановок, времени и места обеда, отдыха, а также схему маршрута с обозначением на ней опасных участков.*
___________
* В случае разовых автобусных перевозок указание опасных участников на схеме маршрута производится при наличии соответствующей информации.
На междугородных маршрутах в графике движения дополнительно указывается место и время ночлега, а также время прохождения населенных пунктов и других ориентиров.
В расписании движения автобусов, осуществляющих туристско-экскурсионные перевозки, должны быть в обязательном порядке предусмотрены отдых на 5 минут через каждый час и 30 минут через каждые 4 часа движения (допускается совмещение последнего с перерывом на обед), время и место ночного отдыха водителей, технического осмотра автобуса (в конечном пункте маршрута).
4.9. Водитель автобуса обязан на контрольных пунктах (автостанциях, автовокзалах, автопредприятиях) в случае, если они предусмотрены графиком движения, делать отметки в путевом листе о времени прибытия и убытия, а по прибытии в конечный пункт - сообщать об этом в автопредприятие по месту работы.
4.10. При возникновении неисправностей, угрожающих безопасности движения, а также при ухудшении самочувствия водителя движение автобуса должно быть немедленно прекращено. Информация об этом передается диспетчеру ближайшего автовокзала (автостанции) или в АТП, которое обязано принять меры к замене автобуса или водителя, обеспечению выполнения перевозки.
4.11. Перевозки пассажиров автобусами должны осуществляться по утвержденным маршрутам. На каждый маршрут (кроме маршрутов по разовым заказам) составляется паспорт. При его отсутствии эксплуатация автобусного маршрута не разрешается.
Паспорт разрабатывается на основе обследования автобусного маршрута. В нем отражаются:
- путь следования автобусов, протяженность маршрута, расположение остановочных пунктов;
- условия движения на отдельных участках (тип покрытия, ширина, состояние проезжей части, обочин; интенсивность, состав движения; наличие подъемов, спусков, закруглений, искусственных сооружений, нерегулируемых и регулируемых перекрестков и т.д.);
- наличие опасных участков, конкретные источники опасности для движения;
- расчетные нормативы скорости движения на отдельных участках, на маршрутах в целом, а также полученные на основе нормы времени на пробег;
- наличие благоустроенных разворотных площадок на конечных пунктах, автопавильонов на остановках;
- места отдыха и питания;