2.1. Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, прием экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений.
На междугородные, межреспубликанские, международные и горные маршруты, а также на городские и пригородные маршруты повышенной сложности допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.
2.2. К управлению автобусами водители могут допускаться только при условии:
- обязательного прохождения предварительной стажировки на таких маршрутах (при регулярных перевозках);
- регулярного прохождения предрейсового и послерейсового медицинского контроля;
- выполнения требований положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, других документов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей;
- обязательного прохождения предрейсового инструктажа, обеспечения водителя схемой маршрута с указанием опасных участков, пунктов медицинской помощи, больниц, телефонов автохозяйств, где водителям может быть оказана техническая помощь.
Примечание. При привлечении ведомственных автобусов для осуществления перевозок на маршрутах транспорта общего пользования выполнение первого, третьего и четвертого требований данного пункта возлагается на АТП, обслуживающее эти маршруты. Осуществление медицинского контроля возлагается на АТП, которому принадлежат автобусы. При отсутствии АТП медицинских пунктов допуск водителей автобусов к работе на маршрутах должен осуществляться только при обязательной оценке их состояния инженерами по безопасности движения или инженерно-техническими работниками.
2.3. Продолжительность, объемы и содержание стажировки водителей автобусов устанавливаются в зависимости от их общего водительского стажа, стажа работы на автобусе, перерывов в работе водителем, типа, модели автобуса, категории и сложности маршрута.
Сложность маршрута определяется службой эксплуатации АТП совместно со службой безопасности движения, исходя из результатов обследования маршрута, опросов работающих на нем водителей, анализа аварийности. В этих целях могут использоваться принятые в дорожных, коммунальных, автотранспортных и других организациях методы оценки опасности участков дорог (методы коэффициентов безопасности и аварийности, методы, основанные на использовании ее удельных показателей).
2.4. Сведения о возможности использования водителей автобусов на различных маршрутах с учетом их подготовленности находятся в диспетчерских службах соответствующих предприятий и постоянно обновляются.
2.5. Для обеспечения постоянного контроля за уровнем профессионального мастерства водителей, соблюдением ими правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и др., оказания водителям методической и практической помощи, обеспечения необходимого уровня стажировки на маршруте, проведения инструктажей в АТП, осуществляющих регулярные автобусные перевозки, должна быть введена должность водителя-инструктора по безопасности движения. Для проведения инструктажей могут привлекаться водители-наставники.
2.6. Не реже одного раза в три года квалификационной комиссией АТП проводится оценка деловых и моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности их дальнейшей работы на данной категории транспортных средств.
2.7. Туристско-экскурсионные перевозки и перевозки по разовым заказам осуществляются водителями, имеющими непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет. К перевозкам детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.
2.8. С водителями автобусов в АТП должны регулярно проводиться занятия по повышению профессионального мастерства, включающие практические занятия по вождению, проверку знаний правил дорожного движения, изучение основ безопасного управления автобусом в сложных дорожно-транспортных ситуациях.
2.9. Министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки, должны иметь соответствующие документы, определяющие порядок проведения:
- стажировки водителей автобусов;
- занятий по повышению профессионального мастерства водителей автобусов;
- периодической оценки деловых и моральных качеств водителей автобусов;
- предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- линейного контроля на маршрутах;
- предрейсовых инструктажей водителей.