УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МВД СССР
от 17 августа 1988 года N 176
____________________________________________________________________
Не применяется в системе МВД России на основании
приказа МВД России от 7 мая 1998 года N 285
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие требования* являются документом, устанавливающим порядок обеспечения безопасности движения на автобусных маршрутах на всей территории РСФСР.
_____________
* Далее по тексту "Требования".
1.2. Настоящими требованиями руководствуются:
- Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских, районных Советов народных депутатов, принимающие решение об открытии новых автобусных маршрутов и продолжении эксплуатации действующих;
- Минавтотранс РСФСР, другие министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки своим транспортом или заключающие договоры на перевозку с предприятиями (организациями), не входящими в его систему;**
_____________
** Кроме Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР, которые в своей системе руководствуются нормативными актами и документами, определяющими порядок перевозки личного состава.
- туристско-экскурсионные организации ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, областные (краевые) комитеты ВЛКСМ;
- министерства, ведомства, обеспечивающие строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ;
- дорожные, коммунальные, другие организации, осуществляющие установку и эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения;
- организации Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, информирующие автотранспортные и дорожные организации, ГАИ о неблагоприятных изменениях погодных условий;
- Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), осуществляющая контроль за соблюдением нормативов и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения, проводящая мероприятия по регулированию и организации дорожного движения;
- организации системы Министерства здравоохранения РСФСР, обеспечивающие в автотранспортных предприятиях (АТП) проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- организации системы Государственного комитета СССР по народному образованию, дающие разрешение на осуществление разовых перевозок детей.
1.3. Безопасность автобусных перевозок непосредственно на маршрутах обеспечивается:
- водителями автобусов;
- автотранспортными, иными предприятиями (организациями), осуществляющими автобусные перевозки;
- дорожно-эксплуатационными, коммунальными, другими организациями (предприятиями), в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, паромные и ледовые переправы, технические средства регулирования дорожного движения;
- подразделениями ГАИ.
1.4. Основными задачами автотранспортных, иных предприятий (организаций), осуществляющих автобусные перевозки, в обеспечении их безопасности являются:
- укомплектование автобусов дисциплинированными водителями, имеющими соответствующую квалификацию;
- проведение в установленные сроки занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- организации контроля за своевременностью прохождения водителями медицинского переосвидетельствования и регулярного медицинского осмотра;
- своевременное проведение стажировки и инструктаж водителей;
- обеспечение водителей схемами автобусных маршрутов с указанием на них опасных участков и специфики движения, а также информацией о погодных условиях на маршруте, изменении состояния дорог и организации дорожного движения;
- контроль за соблюдением водителями допустимой продолжительности рабочего времени, а также организацией их отдыха и питания;
- содержание автобусов в технически исправном состоянии;
- рациональная организация перевозок;
- проведение нормирования скоростей и состояние расписаний движения с учетом обеспечения его безопасности, требований к режиму труда и отдыха водителей;
- контроль за использованием автобусов, соблюдением водителями графиков движения по маршруту и правил дорожного движения.
1.5. Основными задачами дорожно-эксплуатационных, коммунальных, других организаций (предприятий) в обеспечении безопасности автобусных перевозок являются:
- содержание находящихся в их ведении автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, дорожных знаков, других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение;
- своевременное информирование предприятий (организаций), осуществляющих автобусные перевозки, об изменении дорожных условий;
- оперативное выявление опасных участков дорог, принятие мер по устранению в установленные сроки источников опасности или, в случае невозможности этого, к закрытию автобусного движения;
- своевременное выполнение мероприятий по устранению недостатков в оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных и ледовых переправ, установленных комиссиями по обследованию автобусных маршрутов.
1.6. Основной задачей подразделений ГАИ по обеспечению безопасности автобусных перевозок является осуществление государственного контроля за соблюдением предприятиями (организациями), должностными лицами, водителями и другими участниками движения нормативов и правил, регламентирующих:
- поведение и взаимоотношения участников дорожного движения;
- квалификацию водителей автобусов;
- техническое состояние автобусов;
- содержание автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов;
- порядок установки и содержания дорожных знаков, других технических средств регулирования дорожного движения;
- порядок оперативного выявления и устранения опасных участков на автомобильных дорогах, улицах;
- установление причин ДТП, принятие мер к их ликвидации.
1.7. В автотранспортных, других предприятиях (организациях), осуществляющих или обеспечивающих автобусные перевозки, должны быть определены обязанности конкретных служб и установлена персональная ответственность руководителей и других должностных лиц за выполнение настоящих Требований. Их выполнение влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.1. Допуск водителей к управлению автобусами осуществляется в соответствии с положением о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, прием экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений.
На междугородные, межреспубликанские, международные и горные маршруты, а также на городские и пригородные маршруты повышенной сложности допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех лет.
2.2. К управлению автобусами водители могут допускаться только при условии:
- обязательного прохождения предварительной стажировки на таких маршрутах (при регулярных перевозках);
- регулярного прохождения предрейсового и послерейсового медицинского контроля;
- выполнения требований положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, других документов, регламентирующих режим труда и отдыха водителей;
- обязательного прохождения предрейсового инструктажа, обеспечения водителя схемой маршрута с указанием опасных участков, пунктов медицинской помощи, больниц, телефонов автохозяйств, где водителям может быть оказана техническая помощь.
Примечание. При привлечении ведомственных автобусов для осуществления перевозок на маршрутах транспорта общего пользования выполнение первого, третьего и четвертого требований данного пункта возлагается на АТП, обслуживающее эти маршруты. Осуществление медицинского контроля возлагается на АТП, которому принадлежат автобусы. При отсутствии АТП медицинских пунктов допуск водителей автобусов к работе на маршрутах должен осуществляться только при обязательной оценке их состояния инженерами по безопасности движения или инженерно-техническими работниками.
2.3. Продолжительность, объемы и содержание стажировки водителей автобусов устанавливаются в зависимости от их общего водительского стажа, стажа работы на автобусе, перерывов в работе водителем, типа, модели автобуса, категории и сложности маршрута.
Сложность маршрута определяется службой эксплуатации АТП совместно со службой безопасности движения, исходя из результатов обследования маршрута, опросов работающих на нем водителей, анализа аварийности. В этих целях могут использоваться принятые в дорожных, коммунальных, автотранспортных и других организациях методы оценки опасности участков дорог (методы коэффициентов безопасности и аварийности, методы, основанные на использовании ее удельных показателей).
2.4. Сведения о возможности использования водителей автобусов на различных маршрутах с учетом их подготовленности находятся в диспетчерских службах соответствующих предприятий и постоянно обновляются.
2.5. Для обеспечения постоянного контроля за уровнем профессионального мастерства водителей, соблюдением ими правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и др., оказания водителям методической и практической помощи, обеспечения необходимого уровня стажировки на маршруте, проведения инструктажей в АТП, осуществляющих регулярные автобусные перевозки, должна быть введена должность водителя-инструктора по безопасности движения. Для проведения инструктажей могут привлекаться водители-наставники.
2.6. Не реже одного раза в три года квалификационной комиссией АТП проводится оценка деловых и моральных качеств водителей автобусов с решением вопроса о возможности их дальнейшей работы на данной категории транспортных средств.
2.7. Туристско-экскурсионные перевозки и перевозки по разовым заказам осуществляются водителями, имеющими непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет. К перевозкам детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители.
2.8. С водителями автобусов в АТП должны регулярно проводиться занятия по повышению профессионального мастерства, включающие практические занятия по вождению, проверку знаний правил дорожного движения, изучение основ безопасного управления автобусом в сложных дорожно-транспортных ситуациях.
2.9. Министерства и ведомства, осуществляющие автобусные перевозки, должны иметь соответствующие документы, определяющие порядок проведения:
- стажировки водителей автобусов;
- занятий по повышению профессионального мастерства водителей автобусов;
- периодической оценки деловых и моральных качеств водителей автобусов;
- предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- линейного контроля на маршрутах;
- предрейсовых инструктажей водителей.
3.1. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил технической эксплуатации, положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций предприятий-изготовителей и другой нормативно-технической документации.
3.2. На автомобильных дорогах I и II категории, а также III категории, построенных после ввода в действие СНиП П-Д.5-72, разрешается работа автобусов всех типов и моделей, которые по осевым нагрузкам не превышают 10 тс.*
___________
* В городских условиях в часы "пик", в порядке исключения, допускается эксплуатация автобусов с осевой нагрузкой до 11,5 тс и полной массой до 28 т.
На автомобильных дорогах IV и V категории, а также III категории, построенных до ввода в действие СНиП П-Д.5-72, разрешается работа автобусов с осевой нагрузкой до 6 тс.**
_____________
** На дорогах III категории, построенных до ввода в действие СНиП П-Д.5-72, может разрешаться работа автобусов среднего класса. Решение о допуске к эксплуатации таких автобусов принимается соответствующими Советами народных депутатов на основе представлений автотранспортных и дорожных организаций.
При наличии на автобусном маршруте участков автомобильных дорог разных категорий и мостов с различной грузоподъемностью подвижной состав выбирается из расчета пропуска автобусов по участку дороги низшей категории и наименьшей грузоподъемности моста.
АТП, все организации, осуществляющие автобусные перевозки, должны строго контролировать соответствие полной массы автобусов практической грузоподъемности расположенных на маршрутах мостов, эстакад, путепроводов, других искусственных сооружений.
3.3. На горных и приравненных к ним маршрутах разрешается использование автобусов только горных модификаций. В порядке исключения допускается использование автобусов иных модификаций с пробегом не более 200 тыс.км с начала их эксплуатации при условии полного соответствия автобусов требованиям соответствующего ГОСТ. При этом износ рисунка протектора должен быть не более 50% от нормативного.
Примечание. К горным относятся маршруты, которые проходят по дорогам в местности, имеющей следующие особенности:
- перевалы через горные хребты и участки ущелий со сложными и сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами;
- один или несколько продольных уклонов, равных в среднем 60% и более, протяженностью не менее 1 км;