Учебно-тематический план и программы специальной подготовки водителей автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" и имеют целью ознакомить водителей с опасностями, связанными с перевозкой опасных грузов, и дать им основные знания, необходимые для уменьшения вероятности происшествия, а в случае такого происшествия - для принятия необходимых мер в целях безопасности водителей и окружающих и ограничения последствий происшествия.
Учебный план и программы построены по принципу последовательного и дифференцированного обучения водителей в зависимости от класса опасного груза и специфики его перевозки.
Основополагающие знания водитель получает при прохождении "Базового курса" в объеме 24 учебных часов, включая контроль усвоения.
"Базовый курс" является универсальным, состоит из 10 тем и включает в себя основы нормативно-правового обеспечения при перевозке опасных грузов, общие характеристики опасных грузов по классам опасности, требования к специализированному подвижному составу и дополнительному оборудованию, маркировке опасных грузов, особенности организации перевозок, меры по предотвращению инцидентов и аварий и ликвидации их последствий.
Перевозка радиоактивных грузов (7 класс опасности) предполагает прохождение водителем "Специального курса" объемом 12 часов, включая контроль усвоения. Изучаются особенности законодательной базы при перевозке радиоактивных веществ, углубленно - основные физико-химические свойства радиоактивных веществ, способы радиационной защиты персонала, также требования к оборудованию автотранспортных средств и к упаковке радиоактивных материалов.
"Основной курс" в объеме 12 часов, включая контроль усвоения, состоит из 5 тем и отражает специфические вопросы, связанные с особенностями транспортировки жидких и газообразных опасных веществ в цистернах, динамические характеристики автоцистерн, особенности управления автотранспортными средствами, заливки и слива цистерн, требования к дополнительному специальному оборудованию.
В случае перевозки в цистернах опасных грузов класса 2, водитель проходит "Дополнительный курс" обучения объемом 4 часа, включая контроль усвоения. Аналогичный подход к перевозке в цистернах опасных грузов класса 3 или классов 5.1, 6.1, 8. В дополнительных курсах обучения водителям даются более детализированные (целенаправленные) знания об особенностях перевозки грузов упомянутых классов опасности. Это относится к конструктивной и эксплуатационной специфике цистерн и их оборудования, технологии погрузо-разгрузочных работ.
Таким образом, "Базовый курс" дает водителю право перевозки опасных грузов всех классов, за исключением радиоактивных, на любых автотранспортных средствах, кроме цистерн.
Право перевозки радиоактивных грузов предоставляется водителю после прохождения помимо "Базового курса" еще и "Специального курса".
Перевозка опасных грузов в цистернах может производиться водителем после прохождения "Базового курса", "Основного курса" и одного из дополнительных курсов, учитывающих специфику того или иного класса опасных грузов.
При проведении занятий изложение учебного материала, независимо от рассматриваемой тематики, рекомендуется осуществлять в следующем порядке: вначале освещать основные положения ADR (ДОПОГ) по данной проблеме, а затем раскрывать существующую практику в Российской Федерации.
При проведении занятий по теме: "Меры, принимаемые после ДТП при перевозке опасных грузов" основное внимание должно быть уделено тренировке профессиональных навыков (тренингу), закрепляющих до автоматизма необходимые действия в аварийных ситуациях и формирующих адекватные условиям стереотипы поведения водителя.
При изложении материала, касающегося конструктивных и эксплуатационных особенностей специализированных автотранспортных средств и дополнительного оборудования, желательно организовать демонстрацию соответствующих типов подвижного состава.
Учебные материалы должны отражать фактическую информацию, представленную в форме графического и иллюстрационного материала (знаки опасности, информационные таблицы); описание типичных ситуаций, предлагаемых слушателям к разбору (дорожно-транспортные происшествия с опасными грузами), задания, рассчитанные как на индивидуальную, так и на групповую работу слушателей (отработка навыков и действий водителя по ликвидации последствий аварий и оказанию первой доврачебной помощи).
Учебный час равен 45 минутам. Объем контроля усвоения составляет по "Базовому", "Специальному" и "Основному" курсам по 1 учебному часу; по дополнительным курсам - по 15 минут. Контроль усвоения может осуществляться путем устного опроса по билетам, разрабатываемым Министерством транспорта Российской Федерации, тестированием при помощи различных контролирующих устройств или экзаменационных аппаратов.
Учебно-тематический план и программы являются государственным документом, обязательным для выполнения всеми образовательными учреждениями (организациями), ведущими специальную подготовку водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Указанное в тематическом плане количество часов на изучение "Базового", "Специального", "Основного" и дополнительных курсов не могут быть изменены без согласования с Министерством транспорта Российской Федерации.
Время, отводимое на изучение отдельных тем каждого курса, может быть изменено в случае необходимости по решению педагогического совета образовательного учреждения, но при условии, что программы будут полностью выполнены, а водители получат прочные знания.
Отзывы и замечания по совершенствованию учебно-тематического плана и программ, и предложения по разработке и внедрению средств обучения, необходимые для комплексного обеспечения учебного процесса и способствующие повышению качества специального обучения водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, следует направлять по адресу: 101433, Москва, ГСП-4, Садовая Самотечная, 10, Министерство транспорта Российской Федерации, Отдел кадровой политики, тел.209-97-72, 209-75-73.