Федеральная целевая программа
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | протокол совещания в Правительстве Российской Федерации от 25 мая 1994 года N АЗ-П33-П9-94, постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 155 |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Оренбургский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов комитет по работе жилищно- коммунального хозяйства и координации природоохранной деятельности и главное управление здравоохранения администрации Оренбургской области |
Цели и задачи Программы | - | снижение уровня негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду и, прежде всего, на здоровье населения; |
Сроки и этапы реализации | - | 1996 - 2000 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - | природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - | промышленные предприятия, организации и учреждения области независимо от форм собственности |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования - 11188 млрд. рублей( в ценах 1996 года), в том числе за счет: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | улучшение показателей состояния здоровья населения, включая снижение уровня заболеваемости и числа часто |
Система контроля за исполнением Программы | - | контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Высокая степень индустриализации Оренбургской области привела к крайне негативному состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентраций вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почвы и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Особенно неблагополучное состояние окружающей среды наблюдается в гг.Орске, Новотроицке, Медногорске и Оренбурге, а также в районах деятельности предприятий газодобывающего комплекса. Наибольший объем загрязняющих веществ приходится на долю гг. Орска (44 процента), Новотроицка (21 процент), Медногорска (10 процентов) и Оренбурга (9 процентов). Максимальные концентрации вредных веществ в крупных городах области значительно превышают предельно допустимые коэффициенты.
Основными загрязнителями окружающей среды являются акционерные общества "Носта", "Комбинат "Южуралникель", "Орскнефтеоргсинтез", "Медногорский медносерный комбинат", "Газпром", "Оренбургнефть" и другие.
В области ежегодно сбрасывается 1,2 млн.куб.м неочищенных стоков, что привело к высокой степени загрязненности водных объектов. Качество питьевой воды продолжает ухудшаться почти по всем нормируемым показателям. Экологическую напряженность усиливает трансграничный перенос вредных веществ со стороны Челябинской области и Республики Башкортостан. Воды реки Урал, являющейся основным источником водоснабжения области, поступают на ее территорию с повышенной концентрацией загрязняющих веществ.
Интенсивное освоение газовых и нефтяных месторождений на западе области привело к значительному загрязнению почв, открытых водоемов и подземных вод углеводородами, нарушению ландшафта и природных экосистем.
Такая ситуация обуславливает повышение заболеваемости органов дыхания, нервной и мочеполовой систем, системы кровообращения человека. За последние пять лет уровень смертности населения области увеличился с 9,6 до 13 человек на 1000 человек населения. Комплексная медико-экологическая оценка окружающей среды свидетельствует о повышении уровня воздействия загрязнения окружающей среды на организм человека.
Важность принятия срочных и эффективных мер по стабилизации и улучшению экологической обстановки обосновывается необходимостью обеспечения нормальной среды обитания человека. Оздоровление окружающей среды и населения региона вызывает необходимость использования программного метода на федеральном уровне при решении экологических проблем Оренбургской области.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа) является резкое снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня.
Реализация природоохранных мероприятий, включенных в Программу, позволит создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, существенно снизить заболеваемость и увеличить продолжительность жизни людей.
Программа ориентирована на решение двух задач:
предотвращение наносимого ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;
ликвидация последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде.
Достижение программных целей осуществляется на основе решения задач, включающих реконструкцию и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, перепрофилирование (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, осуществление природоохранных мероприятий на сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальном хозяйстве городов, лесном хозяйстве, широкое внедрение мер по оздоровлению населения.
Обоснование включения мероприятий в Программу осуществлялось на основе оценки экономических, экологических и социальных показателей реализации природоохранных мероприятий, отражающих уменьшение негативного воздействия промышленных предприятий на экосистемы, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения.
Программа учитывает мероприятия других федеральных и отраслевых программ, затрагивающих экологические проблемы, в том числе Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России, федеральной целевой программы "Возрождение Волги" и других.
3. Система программных мероприятий
Природоохранные программные мероприятия сформированы на основе предложений хозяйствующих субъектов, областных природоохранных органов, муниципальных органов исполнительной власти, а также исследований и разработок научных и проектных организаций.
Программные мероприятия представлены по следующим направлениям: