Действующий

О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (с изменениями на 30 декабря 2000 года)

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 8 июня 1996 года N 658


Федеральная целевая программа
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________



ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-



протокол совещания в Правительстве Российской Федерации от 25 мая 1994 года N АЗ-П33-П9-94, постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 155

Государственный заказчик Программы

-

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

Основные разработчики Программы

















-


















Оренбургский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов комитет по работе жилищно- коммунального хозяйства и координации природоохранной деятельности и главное управление здравоохранения администрации Оренбургской области
центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области
Оренбургское управление лесами
главное управление сельского хозяйства Оренбургской области
Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
предприятие "Оренбурггазпром" Российского акционерного общества "Газпром"
акционерное общество "Оренбургнефть"
Центральный научно-исследовательский
институт экономики и информации цветной металлургии
Программа согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

Цели и задачи Программы






-






снижение уровня негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду и, прежде всего, на здоровье населения;
достижение нормативных требований к качеству окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами

Сроки и этапы реализации
Программы

-

1996 - 2000 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий







-








природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве;
санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия;
природоохранные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, в области охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира;
мероприятия по контролю за состоянием природной среды;
научно-техническое обеспечение Программы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-

промышленные предприятия, организации и учреждения области независимо от форм собственности

Объемы и источники
финансирования










-











общий объем финансирования - 11188 млрд. рублей( в ценах 1996 года), в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 973,2 млрд. рублей;
средств бюджета области - 3217,1 млрд. рублей;
собственных средств предприятий - 6992,2 млрд. рублей;
средств внебюджетных источников финансирования - 5,5 млрд. рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 9816,5 млрд. рублей;
научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы - 92,5 млрд. рублей;
прочие текущие расходы - 1279 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
















-

















улучшение показателей состояния здоровья населения, включая снижение уровня заболеваемости и числа часто
болеющих детей;
снижение выбросов вредных веществ в атмосферу с доведением их концентраций в воздушном бассейне ряда крупных городов области до нормативного уровня;
максимально достижимое улучшение качества питьевой воды в крупных городах и районных центрах по большинству оценочных показателей за счет сокращения сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, внедрение
очистных сооружений и систем водооборота;
рекультивация и возврат в оборот ранее нарушенных земель;
воссоздание средообразующих функций ландшафтов на основе восстановления лесов, создание заповедников и других особо охраняемых природных территорий;
создание эффективной региональной системы экологического мониторинга

Система контроля за исполнением Программы

-


контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых программ


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Высокая степень индустриализации Оренбургской области привела к крайне негативному состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентраций вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почвы и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Особенно неблагополучное состояние окружающей среды наблюдается в гг.Орске, Новотроицке, Медногорске и Оренбурге, а также в районах деятельности предприятий газодобывающего комплекса. Наибольший объем загрязняющих веществ приходится на долю гг. Орска (44 процента), Новотроицка (21 процент), Медногорска (10 процентов) и Оренбурга (9 процентов). Максимальные концентрации вредных веществ в крупных городах области значительно превышают предельно допустимые коэффициенты.

Основными загрязнителями окружающей среды являются акционерные общества "Носта", "Комбинат "Южуралникель", "Орскнефтеоргсинтез", "Медногорский медносерный комбинат", "Газпром", "Оренбургнефть" и другие.

В области ежегодно сбрасывается 1,2 млн.куб.м неочищенных стоков, что привело к высокой степени загрязненности водных объектов. Качество питьевой воды продолжает ухудшаться почти по всем нормируемым показателям. Экологическую напряженность усиливает трансграничный перенос вредных веществ со стороны Челябинской области и Республики Башкортостан. Воды реки Урал, являющейся основным источником водоснабжения области, поступают на ее территорию с повышенной концентрацией загрязняющих веществ.

Интенсивное освоение газовых и нефтяных месторождений на западе области привело к значительному загрязнению почв, открытых водоемов и подземных вод углеводородами, нарушению ландшафта и природных экосистем.

Такая ситуация обуславливает повышение заболеваемости органов дыхания, нервной и мочеполовой систем, системы кровообращения человека. За последние пять лет уровень смертности населения области увеличился с 9,6 до 13 человек на 1000 человек населения. Комплексная медико-экологическая оценка окружающей среды свидетельствует о повышении уровня воздействия загрязнения окружающей среды на организм человека.

Важность принятия срочных и эффективных мер по стабилизации и улучшению экологической обстановки обосновывается необходимостью обеспечения нормальной среды обитания человека. Оздоровление окружающей среды и населения региона вызывает необходимость использования программного метода на федеральном уровне при решении экологических проблем Оренбургской области.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа) является резкое снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня.

Реализация природоохранных мероприятий, включенных в Программу, позволит создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, существенно снизить заболеваемость и увеличить продолжительность жизни людей.

Программа ориентирована на решение двух задач:

предотвращение наносимого ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;

ликвидация последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде.

Достижение программных целей осуществляется на основе решения задач, включающих реконструкцию и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, перепрофилирование (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, осуществление природоохранных мероприятий на сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальном хозяйстве городов, лесном хозяйстве, широкое внедрение мер по оздоровлению населения.

Обоснование включения мероприятий в Программу осуществлялось на основе оценки экономических, экологических и социальных показателей реализации природоохранных мероприятий, отражающих уменьшение негативного воздействия промышленных предприятий на экосистемы, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения.

Программа учитывает мероприятия других федеральных и отраслевых программ, затрагивающих экологические проблемы, в том числе Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России, федеральной целевой программы "Возрождение Волги" и других.

3. Система программных мероприятий

Природоохранные программные мероприятия сформированы на основе предложений хозяйствующих субъектов, областных природоохранных органов, муниципальных органов исполнительной власти, а также исследований и разработок научных и проектных организаций.

Программные мероприятия представлены по следующим направлениям: