МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 2 июля 1991 года N 40
О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета
и применению учетных регистров на малых предприятиях
____________________________________________________________________
С 1 января 1996 года не применяется
на территории Российской Федерации на основании
приказа Министерства финансов России от 22 декабря 1995 года N 131
____________________________________________________________________
Министерство финансов СССР направляет прилагаемые к настоящему письму Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях.
Указанные рекомендации могут применяться малыми предприятиями всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.
Считать утратившим силу письмо Министерства финансов СССР от 14 декабря 1988 года N 181 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров в кооперативах, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и услуг".
Приложение
к письму Министерства финансов СССР
от 2 июля 1991 года N 40
РЕКОМЕНДАЦИИ
по ведению бухгалтерского учета и применению
учетных регистров на малых предприятиях
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров предназначены для малых предприятий независимо от их вида, форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.2. Согласно Закону СССР "О предприятиях в СССР" предприятие осуществляет бухгалтерский учет результатов своей работы. Бухгалтерский учет и отчетность ведется малыми предприятиями в соответствии с едиными методологическими основами и порядком, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Планом счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений,предприятий и организаций.
При этом бухгалтерский учет решает следующие задачи: обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами.
1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малом предприятии возлагается на руководителя.
Бухгалтерский учет на малом предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением (службой), возглавляемой главным бухгалтером.
На малом предприятии, не имеющем бухгалтерской службы, бухгалтерский учет и отчетность может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах.
1.4. Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением регистров, предусмотренных Инструкциями Министерства финансов СССР по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом от 8 марта 1960 г. N 63, и для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом от 6 июня 1960 г. N 176, а также отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Министерством финансов СССР для предприятий подведомственных отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.), или настоящими рекомендациями.
Бланки указанных учетных форм печатаются и реализуются предприятиям органами Росбланкоиздата по их заказам или в централизованном порядке по заказам вышестоящих органов хозяйственного управления, а также в порядке мелкооптовой и розничной торговли.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работающих.
При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:
единая методологическая основа (принцип двойной записи);
взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов;
накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
1.5. Начальным этапом бухгалтерского учета на малом предприятии является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования операций типовые межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым, содержащим обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в учете совершенных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа (формы), дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном выражении), наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.
При этом бухгалтерским работникам следует руководствоваться Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Следующим этапом учета является:
регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской отчетности;
использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации.
2. Формы бухгалтерского учета для малых предприятий
2.1. Организация учета.
2.1.1. Министерство финансов СССР рекомендует малым предприятиям с простым хозяйственным процессом производства, работающим в непроизводственной сфере, а также предприятиям, имеющим незначительное количество хозяйственных операций, занятым в производственной сфере, применение упрощенной формы учета.
Для организации учета по упрощенной форме Министерство финансов СССР рекомендует малым предприятиям на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций составлять рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит малому предприятию вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных главных счетах и тем самым обеспечить контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета в целом.
В связи с этим малые предприятия могут использовать рекомендуемый рабочий План счетов бухгалтерского учета со следующей сокращенной системой счетов*.
__________________________
* В нумерацию счетов внесены изменения согласно нового плана счетов.
-------------------------------------------------------------------------
Раздел ¦ Наименование счета ¦ Номер¦Вид деятель-
¦ ¦ счета¦ности,где
¦ ¦ ¦преимущест-
¦ ¦ ¦венно приме-
¦ ¦ ¦няется счет
--------------+------------------------------------+------+--------------
1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4
--------------+------------------------------------+------+--------------
Основные сред-¦Основные средства ................. ¦ 01 ¦Все виды
ства ¦ ¦ ¦деятельности
¦ ¦ ¦
"" ¦Износ (амортизация) основных средств¦ 02 ¦То же
¦ ¦ ¦
Производствен-¦Материалы.......................... ¦ 10 ¦ ""
ные запасы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Затраты на ¦Основное производство ¦ 20 ¦ ""
производство ¦Капитальные вложения ¦ 08 ¦ ""
¦ ¦ ¦
Готовая ¦Готовая продукция.................. ¦ 40 ¦ ""
продукция, ¦Реализация......................... ¦ 46 ¦ ""
товары и ¦ ¦ ¦
реализация ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
Денежные ¦Касса.............................. ¦ 50 ¦ ""
средства ¦Расчетный счет..................... ¦ 51 ¦ ""
¦Валютный счет...................... ¦ 52 ¦ ""
¦Прочие счета в банках.............. ¦ 55 ¦ ""
¦Финансовые вложения................ ¦ 58 ¦ ""
¦ ¦ ¦
Расчеты ¦Расчеты с поставщиками и подрядчика-¦ ¦
¦ми................................. ¦ 60 ¦ ""
¦Расчеты с бюджетом................. ¦ 68 ¦ ""
¦Расчеты по страхованию............. ¦ 69 ¦ ""
¦Расчеты по оплате труда............ ¦ 70 ¦ ""
¦Расчеты с разными дебиторами и кре-¦ ¦
¦диторами........................... ¦ 76 ¦ ""
¦ ¦ ¦
Финансовые ре-¦ ¦ ¦
зультаты, ис- ¦ ¦ ¦
пользование ¦ ¦ ¦
прибыли ¦Прибыли и убытки................... ¦ 80 ¦ ""
¦ ¦ ¦
Фонды и резер-¦ ¦ ¦
вы ¦Уставный фонд...................... ¦ 85 ¦ ""
¦Фонды специального назначения...... ¦ 88 ¦ ""
¦ ¦ ¦
Кредиты банков¦Кредиты и другие заемные средства ¦ 90 ¦ ""
и финансирова-¦ ¦ ¦
ние ¦ ¦ ¦
-------------------------------------------------------------------------
2.1.2. Применяя рабочий план счетов, малое предприятие сводит учет отдельных средств и их источников на определенных счетах бухгалтерского учета согласно их группировке в типовом Плане счетов бухгалтерского учета.
Производственные запасы, отражаемые согласно типового Плана счетов на счетах 05, 06, 07, 08, 10, 12, 15 и 16, учитываются на счете 05 "Материалы". В этом случае предприятие учитывает малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) как материалы и списывает их стоимость на затраты по производству продукции (работ, услуг) по мере их передачи в эксплуатацию.
В целях обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением. В случае возврата МБП из эксплуатации на склад и оприходования по остаточной стоимости (цене возможного использования) делается запись по дебету счета 05 "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство".
Операции по учету затрат, связанных с производством, отражаемых на счетах - 09, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 44, учитываются на счете 20 "Основное производство".
Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.п.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты по реализованной продукции (работам, услугам).
Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям (материалы, заработная плата и др.).
Учет отгрузки и реализации продукции (работ, услуг), а также определение финансового результата по оплате, учитываемые на счетах 45 и 46, осуществляется на счете 46 "Реализация".
Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый на счетах 59,66,71,73,76, рекомендуется вести на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Малые предприятия, имеющие финансовые вложения, используют для их учета счет 58 "Долгосрочные финансовые вложения" и 88 "Фонды специального назначения".
Финансовые результаты и их использование, отражаемые на счетах 80,81,87, следует учитывать непосредственно на счете 80 "Прибыли и убытки" (для чего на последнем открывается субсчет "Использование прибыли").
При ведении операций по выявлению прибыли и ее использованию следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использования отражаются в учетном регистре развернуто по кредиту счета - показываются с нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета - ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число следующего за отчетным года на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли и в отчетности отражается неиспользованная сумма прибыли.
В случае получения предприятием по итогам года убытков и наличия в учете сумм использования прибыли в течение года сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумма, использованная на плановые мероприятия (на производственное и социальное развитие, на поощрение работников), отражается как перерасход этих средств на счете 80, субсчете "Использование прибыли", при отсутствии или недостаточности средств резервного фонда, которые могут быть направлены на их покрытие. Данные суммы погашаются за счет чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) следующего за отчетным года.
2.1.3. При ведении бухгалтерского учета капитальных вложений малые предприятия счетами 82 "Использование заемных средств" и 93 "Финансирование капитальных вложений" не пользуются.
При осуществлении капитальных вложений оплата счетов поставщиков и подрядчиков отражается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и производится за счет собственных средств предприятия (кредит счета 51 "Расчетный счет") либо за счет кредитов банка (кредит счета 90 "Кредиты и другие заемные средства" в случае, когда средства предоставленного кредита зачисляются на расчетный счет, - кредит счета 51).
Погашение кредитов банков отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 90 и кредиту счета 51. Учет ссуд банка и заемных средств отражаемых в типовом Плане счетов на счетах 90,91,92 и 95, ведется малым предприятием на счете 90 по их видам и срокам получения. Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 33 "Капитальные вложения", в размере расходов на их приобретение или инвентарной стоимости списываются со счета 33 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства".
При выбытии основных средств их балансовая стоимость списывается со счета 01 в дебет счета 02 "Износ (амортизация) основных средств".
Износ (амортизация) основных средств отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 02.
2.1.4. Отражение финансово-хозяйственных операций в системе применяемых малым предприятием счетов бухгалтерского учета и учетных регистрах осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, отражая операцию по покупке материалов, взаимоувязывают показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 05 "Материалы") и счетах учета денежных средств, уплаченных поставщику, или расчетов (кредит счетов 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и др.); при начислении заработной платы, взаимоувязываются показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.) и возникновение задолженности на счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д.
2.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета.
2.2.1. Упрощенная форма бухгалтерского учета может вестись по:
простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров учета имущества малого предприятия);
форме бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.