ПИСЬМО
от 16 января 2013 года N НТ-41/08
О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации
Минобрнауки России направляет перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (далее - перечень).
Во исполнение указанного поручения Минобрнауки России с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Минкультуры России, Минрегиона России, Российской академии наук, Российской академии образования, а также заинтересованных общественных организаций подготовило сводный список предложений в перечень. Общий список предложений составил около 5 тыс. книг.
Для анализа поступивших предложений и формирования списка "100 книг" была сформирована экспертная рабочая группа по формированию предложений в перечень.
В состав рабочей группы вошли представители Российской академии наук, Российской академии образования, Минкультуры России, Минрегиона России, представители СМИ, общественных и религиозных организаций, учителя.
Кроме того, рассмотрение данного вопроса было организовано:
на международной научно-практической конференции "Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности" (Санкт-Петербург, 22-26 апреля 2012 года) (площадка по обсуждению списка "100 книг" с участием ведущих библиографов детской литературы, специалистов по педагогике и психологии чтения, детских и школьных библиотекарей);
на Всероссийской научно-практической конференции "Современный школьный учебник: качество и доступность" (Московская область, 28-31 мая 2012 года) с представителями региональных органов управления образованием субъектов Российской Федерации и представителями региональных институтов повышения квалификации.
Общественное обсуждение сформированного списка книг состоялось:
с 31 июля по 7 августа 2012 года на интернет-площадке, расположенной на сайте knig100.spbu.ru;
с 8 по 15 августа 2012 года с участием известных деятелей культуры Российской Федерации, включая Общественный совет Министерства культуры Российской Федерации.
Обсуждение Перечня вызвало широкий общественный отклик, в том числе Российского книжного сообщества, СМИ ("Российская газета", "Литературная газета", "Независимая газета", "Московский Комсомолец", телеканалы "Культура", "Россия-1", "rbktv", "spb24tv", радиостанции "Радио России", "Эхо Москвы", "Культура", "Христианское радио", "Бизнес - FM", "Радио "КП", "Вести FM", FRNK radio и др.), региональных изданий и СМИ, а также в социальных сетях Интернет.
По итогам работы с учетом мнения общественности и заинтересованных организаций сформирован итоговый список "100 книг" (прилагается).
Перечень может быть использован при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися.
Образовательному учреждению необходимо осуществлять взаимодействие с родителями, формируя поддержку проекта в родительском сообществе.
Перечень "100 книг" может служить содержательной основой для разработки дополнительной образовательной программы, реализуемой в учреждениях общего и дополнительного образования за счет различных форм работы (книга на уроке, внеклассные события, самостоятельная работа школьника). Представляется важным возрождение и развитие в новых форматах студий, клубов, творческих объединений читателей и других проектов, направленных на поддержку и развитие детского, подросткового и молодежного чтения.
При этом важно обеспечить доступность всех произведений списка для читателей, в том числе использованием образовательных ресурсов сети Интернет, сформировать позитивный в молодежной среде имидж проекта "100 книг" и участия в нем.
Подробные рекомендации по работе с произведениями, включенными в перечень "100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" размещены на сайтах: http://www.openeducation.fondedu.ru/ и http://knig100.spbu.ru.
Н.В.Третьяк