Разработка национальных стандартов, создание новых и содержание действующих государственных эталонов являются наукоемкими процессами, так как они базируются на наивысших достижениях науки и техники и используются практически во всех областях экономики.
Основными рисками при реализации подпрограммы являются выделение бюджетных средств не в полном объеме и как следствие:
- утрата метрологической независимости России;
- отставание в области разработки и производства высокотехнологичной продукции, в том числе оборонного назначения;
- снижение конкурентоспособности отечественной промышленности.
В области обеспечения единства измерений:
- макроэкономические риски - вследствие прекращения роста ВВП резко снизятся стимулы и потребности предприятий в метрологических работах и услугах, а также финансовые и технические возможности метрологических органов и организаций в обеспечении единства измерений. Все целевые индикаторы не будут достигнуты. Остановится прирост парка средств измерений, метрологический и технический уровень эталонной базы начнет во всевозрастающем темпе отставать от необходимого уровня, снижение конкурентоспособности метрологически необеспеченной продукции российского производства на мировых рынках будет происходить отток квалифицированных специалистов-метрологов из метрологической инфраструктуры;
- социальные риски - при ускоренных темпах роста научной, технической, технологической основ обеспечения единства измерений потребуется не менее ускоренная смена кадров специалистов, способных решать более сложные метрологические задачи и имеющих квалификацию, соответствующую новому высокому уровню обеспечения единства измерений. Возникнет проблема, с одной стороны, трудоустройства прежних кадров, а с другой стороны, организации обучения и подготовки новых кадров специалистов.
Одной из действенных мер по управлению рисками в области обеспечения единства измерений является сохранение целостности национальной системы измерений и эффективность деятельности национального органа по обеспечению единства измерений.
В области стандартизации, информатизации.
В международных организациях МЭК и ИСО ежегодно разрабатывается более 1000 стандартов. В настоящее время в России достигнут уровень, сопоставимый с этим количеством. Недофинансирование в области стандартизации приведет к отставанию от результатов, достигнутых развитыми зарубежными странами.
Мерой по управлению рисками в области стандартизации и информатизации является более широкое привлечение к этим видам деятельности представителей бизнеса, саморегулируемых и общественных организаций, в разработке национальных стандартов принимают участие около 350 технических комитетов по стандартизации, в которые входят представители организаций самых различных форм собственности.