К основным рискам реализации подпрограммы можно отнести:
Макроэкономические риски. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, превышение уровня инфляции, возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на химические товары;
Системные риски:
- риски глобальных негативных изменений в банковской, финансовой системе и в экономике страны в целом;
- снижение химизации.
Анализ сложившейся ситуации с использованием минеральных удобрений в сельском хозяйстве России показывает, что главным фактором, оказывающим непосредственное влияние на резкое сокращение потребности внутреннего рынка в минеральных удобрениях, является отсутствие платежеспособного спроса отечественного сельского хозяйства.
Уровень внесения минеральных удобрений под посевы сельхозугодий снизился с 9 млн.т в 1990 году до 2,45 млн.т в 2011 году.
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений только до 2013 года. В случае прекращения государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральных удобрений в рамках указанной госпрограммы, снижение уровня химизации сельского хозяйства может привести к очень серьезным негативным результатам вплоть до остановки предприятий по производству минеральных удобрений.
Инфраструктурные риски. Отсутствие собственных портов и терминалов для отгрузки химической продукции может привести к удорожанию химической продукции, отгружаемой на экспорт;
Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных производственных фондов по химическому комплексу в целом составляет 46,2%, а оборудования - 48,1%, и при отсутствии модернизации и технического перевооружения действующих производств, велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом существенного ущерба окружающей среде. Это потребует дополнительных затрат, приведет к сокращению средств на развитие предприятий химического комплекса, в том числе за счет снижения инвестиционной привлекательности отрасли.
Недостаточный уровень финансирования мероприятий подпрограммы. Недофинансирование развития научно-технического потенциала отрасли будет сдерживать разработку и внедрение современных технологий и, как следствие, приведет к проблемам в инновационном развитии смежных секторов экономики (машиностроение, авиация, ракетно-космическая техника, атомная промышленность, строительство, медицина и медицинская промышленность, ТЭК, АПК и др.).
Кадровые риски. При развитии химического комплекса будет осуществляться техническое перевооружение, реконструкция и модернизация действующих производств, ввод новых производственных мощностей, что потребует притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся специалистов. Указанный риск будет минимизирован при решении вопроса обучения и переподготовки необходимых работников.
По мере реализации подпрограммы данные риски будут поэтапно снижаться.