Тяжелое машиностроение является базовой отраслью промышленности, обеспечивающей функционирование ключевых отраслей экономики России, способствующих экономической безопасности страны. Отрасль является не только производителем машин и оборудования для добычи и переработки полезных ископаемых, металлургии и других индустрий, но и является крупнейшим потребителем производимой на внутреннем рынке высококачественной металлопродукции, высокотехнологичных материалов и комплектующих, продукции химической промышленности и других отраслей промышленности. Тяжелое машиностроение имеет существенный потенциал к росту, высокие научно-технические возможности для разработки и освоения современных инновационных машин и оборудования.
Ситуация в российском тяжелом машиностроении характеризуется снижением объемов производства. По сравнению с 2007 годом в 2011 году объем производства снизился на 20%.
Машиностроители испытывают конкурентное давление со стороны не только традиционных поставщиков, но и со стороны динамично развивающихся производителей развивающихся стран, прежде всего, из Китая.
По основным видам продукции тяжелого машиностроения наблюдается рост доли импортной продукции на внутреннем рынке. Соотношение импорта и экспорта по некоторым видам металлургического и горного оборудования составляет от 3 до 12 раз. Рост импорта по данным видам оборудования объясняется недостаточным количеством современных отечественных технологически освоенных конкурентоспособных разработок.
Для создания благоприятных условий развития тяжелого машиностроения необходима реализация следующих мер поддержки отрасли:
1. Стимулирование и государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с целью создания и внедрения отечественных конкурентоспособных технологий и оборудования.
2. Создание для разработчиков и производителей машин и оборудования преференций (возможных в рамках ВТО) с целью создания равных конкурентных условий (таможенно-тарифное регулирование, налоговые кредиты, антидемпинговые ограничения, ограничение закупок импортного оборудования для государственных нужд и т.д.).
Реализация подпрограммы позволит увеличить долю отечественной продукции тяжелого машиностроения на внутреннем рынке за счет интенсификации разработки конкурентоспособных отечественных образцов техники вследствие увеличения инвестиций в НИОКР.
Прогнозируемые объемы увеличения доли рынка отечественной продукции приведены в таблице:
Продукция | Ед.изм. | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Тяжелое машиностроение | млрд.руб. | 132,79 | 142,08 | 146,82 | 151,56 | 157,78 | 164,49 | 174,71 | 183,70 | 193,18 |
Горное оборудование | млрд.руб. | 20,78 | 22,24 | 22,98 | 23,72 | 25,95 | 27,43 | 29,65 | 31,88 | 33,36 |
Доля на внутреннем рынке | % | 30 | 30 | 31 | 32 | 35 | 37 | 40 | 43 | 45 |
Металлургическое оборудование | млрд.руб. | 29,07 | 31,11 | 32,35 | 33,60 | 34,84 | 36,09 | 38,58 | 41,06 | 43,55 |
Доля на | % | 25 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 31 | 33 | 35 |
Подъемно- | млрд.руб. | 40,07 | 42,88 | 44,10 | 45,33 | 46,55 | 49,00 | 51,45 | 52,68 | 55,13 |
Доля на | % | 35 | 35 | 36 | 37 | 38 | 40 | 42 | 43 | 45 |
Нефтегазовое оборудование | млрд.руб. | 42,85 | 45,85 | 47,38 | 48,91 | 50,44 | 51,97 | 55,02 | 58,08 | 61,14 |
Доля на | % | 30 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 36 | 38 | 40 |
Примечание: указанные значения показателей могут быть достигнуты только в случае обеспечения заявленных объемов бюджетного финансирования.