К настоящему времени на рынке продукции тяжелого машиностроения сложилась критическая ситуация, которая характеризуется:
- снижением продаж из-за недостаточной конкурентоспособности;
- отсутствием инвестиций в НИОКР и модернизацию оборудования;
- технологическим отставанием;
- моральным и физическим износом производственного оборудования (в 2011 году степень износа основных фондов по некоторым позициям превысила 70%);
- утратами позиций на внешнем и внутреннем рынках (в 2011 году стоимость отгруженной продукции составила 52,3% от уровня 2008 года и 97,1% от уровня 2010 года).
Указанные проблемы могут быть ликвидированы за счет инновационного развития тяжелого машиностроения, которое будет обеспечено путем разработки и внедрения передовых технологий и конструкций в производство, разработки и создания в рамках Подпрограммы новых образцов оборудования, отвечающего требованиям энергоэффективности и надежности, а также обеспечивающих импортозамещение.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых.
В долгосрочной перспективе итогом реализации указанных мероприятий при постоянном государственном софинансировании станет повышение конкурентоспособности продукции отечественного тяжелого машиностроения на внутреннем рынке и удовлетворение потребностей отраслей, занятых в добыче и первых переделах полезных ископаемых, в соответствующей продукции.
Целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности российского тяжелого машиностроения, разработка и освоение производства новых образцов унифицированного оборудования.
Задачи подпрограммы:
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку и внедрение перспективных образцов унифицированного оборудования тяжелого машиностроения, необходимого для технологического перевооружения базовых отраслей промышленности, обеспечивающих добычу и переработку природных ресурсов с получением продукции с высокой добавленной стоимостью;
- создание нормативно-методической базы, обеспечивающей условия для перехода на практику заключения долгосрочных договоров на поставку продукции тяжелого машиностроения, в том числе на внешние рынки.
Показатели достижения целей и решения задач подпрограммы:
- индекс роста объемов производства продукции тяжелого машиностроения;
- динамика производства в тяжелом машиностроении;
- индекс роста производительности труда в тяжелом машиностроении;
- индекс роста инвестиций на предприятиях тяжелого машиностроения.
Доля российских производителей на внутреннем рынке увеличится:
- горного оборудования с 30% в 2011 году до 45% в 2020 году;
- металлургического оборудования с 25% в 2011 году до 35% в 2020 году;
- подъемно-транспортного с 35% в 2011 году до 45% в 2020 году;
- нефтебурового оборудования с 30% в 2011 году до 40% в 2020 году.
Указанные результаты подпрограммы, а также значения целевых индикаторов и показателей могут быть достигнуты только в случае обеспечения заявленных объемов бюджетного финансирования.