Важнейшим фактором, определяющим эффективное функционирование отрасли, является спрос со стороны индивидуального потребителя (сектор товаров конечного спроса). Это наиболее привлекательный сегмент рынка как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. Поэтому увеличение доли товаров, производимых для розничного товарооборота, представляется естественной приоритетной задачей с точки зрения обеспечения эффективности работы отрасли.
Основными проблемами, препятствующему развитию отрасли, являются:
- неравноценные условия конкуренции отечественных товаров на внутреннем рынке из-за большого объема ввоза нелегальной продукции и незаконного производства контрафактной продукции;
- зависимость отечественной легкой промышленности от импортируемого сырья: 100% хлопкового волокна ввозится из-за рубежа, производство химических волокон и нитей в России не превышает 46% от потребности в них отечественных предприятий. Большинство видов полиэфирных волокон и нитей импортируется, отсутствуют отечественные термоэластопласты, полиуретаны, натуральный шелк, почти не производится в России мериносная и тонкая шерсть;
- техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства. Эта проблема является основным тормозом развития производства конкурентоспособной, востребованной рынком продукции.
Инвестиции в основной капитал отрасли на протяжении 2004-2011 годы не превышают 6-7 млрд. рублей. Этой суммы явно недостаточно для осуществления технологического прорыва и достижения целевых индикаторов развития отрасли.
Действующие бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации не предусматривает предоставление льгот для создания новых производств в легкой промышленности, отсутствуют льготные условия и для пилотных проектов в легкой промышленности. Все это отрицательно сказывается на ходе процесса технического обновления отрасли:
- низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, в низкой доле "ноу-хау" и инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынке;
- высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;
- социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переделам.
Итогом реализации подпрограммы станет модернизация производственных мощностей и укрепление позиций производителей продукции легкой промышленности на внутреннем рынке и увеличение доли импортозамещающей продукции.
Запланированы к реализации пилотные проекты в Ивановской, Вологодской, Волгоградской, Костромской и Ярославской областях, которые нацелены на инновационное развитие отрасли и создание дополнительных рабочих мест.
На ряде предприятий - участников пилотных проектов идет процесс технического и технологического перевооружения, а также начат выпуск современной конкурентоспособной продукции, пользующейся стабильным спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Однако мировой финансово-экономический кризис внес коррективы в реализацию пилотных проектов. Только после окончательного завершения ликвидации его последствий работа по реализации пилотных проектов может быть выполнена в полном объеме. Также необходимо отметить, что успешная реализация пилотных проектов невозможна без активной позиции региональных властей и поддержки государства, в том числе в виде компенсации части затрат предприятий - участников пилотных проектов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки.