1. Комплекс мер по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации.
Основную роль государства можно определить как влияние на следующий ряд ключевых параметров российского автомобильного рынка:
- умеренные тарифные и нетарифные меры по ограничению импорта (соответствующие правилам ВТО и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - ЕЭП));
- гармонизация технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза;
- развитие законодательства и нормативной правовой базы в области автомобилестроения.
2. Комплекс мероприятий, направленных на формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленной промышленности России.
Основными направлениями государственного участия в формировании устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности являются:
- содействие в разработке и реализации корпоративных программ реструктуризации отечественных автопроизводителей;
- формирование целевых параметров долгосрочного государственного заказа на автомобильную технику российского производства;
- обеспечение закупок, начиная с 2013 года, государственными, муниципальными и иными заказчиками, предприятиями и организациями, финансируемыми из средств федерального бюджета, автомобильной техники, производимой исключительно на территории Единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия ее аналогов, производимых на территории Единого экономического пространства;
- стимулирование организации высокотехнологичных производств автотранспортных средств и автомобильных компонентов на территории Российской Федерации, в том числе предоставление российским автопроизводителям долгосрочного финансирования на возвратной основе, в среднесрочной перспективе субсидирование процентной ставки привлекаемых заемных средств, и т.п.;
- разработка новых и модификация существующих образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности кадрами нового типа.
Развитие системы утилизации автотранспортных средств:
- введение механизма утилизационных сборов при импорте колесных транспортных средств (порядок уплаты и размера ставок), а также механизма принятия российскими автопроизводителями гарантийных обязательств по утилизации в отношении автомобилей, впервые подлежащих регистрации на территории Российской Федерации;
- создание промышленности рециклинга на основе "Концепции создания системы утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств".
3. Меры правового регулирования:
- установление в отношении юридических лиц и организаций дифференцированных ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса и возраста колесных транспортных средств;
- установление дифференцированных страховых ставок ОСАГО в зависимости от возраста автотранспортных средств;
- проведение дополнительного технического контроля бывших в употреблении транспортных средств, впервые подлежащих регистрации на территории Российской Федерации;
- внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предусматривающих запрет на эксплуатацию в коммерческих целях для лицензируемых перевозок грузов и пассажиров (по согласованию с Минтрансом России и при условии подготовки программ обновления парка автопроизводителями);
- сохранение уровня установленных ЕТТ таможенных пошлин на ввоз автомобильной техники (соответствующие правилам ВТО и ЕЭП);
- повышение эффективности механизмов оценки соответствия ввозимых автотранспортных средств иностранного производства установленным требованиям безопасности, особенно транспортных средств, поступающих из стран, которые не являются участниками Женевского соглашения 1958 года;
- усиление контроля над сертификационными центрами и испытательными лабораториями.
Оценка мер правового регулирования представлена в приложении 4.