Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (в новой редакции) (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328)

Раздел 9. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы


Глобальные риски. В силу циклического характера развития мировая экономика проходит фазу замедления. Сокращение глобального спроса, одновременное срабатывание системных рисков в крупнейших экономиках мира могут значительно улучшить в среднесрочном горизонте ситуацию на товарных рынках.

Сохранение тенденций по снижению темпов роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции или чрезмерное укрепление курса национальной валюты, вероятность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на сырье и технологии, высокие проценты по кредитам, последствия мирового финансово-экономического кризиса могут оказать существенное негативное воздействие на ожидаемые результаты реализации Программы.

Правовые риски. Пробелы в законодательной и нормативной правовой базе ограничивают действия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития. Требуют совершенствования нормативные правовые документы в области технического регулирования, налогового и бюджетного законодательства.

Финансовые риски в основном обусловлены следующими факторами:

- неудовлетворительное текущее финансовое положение значительной части промышленных компаний (низкая прибыльность или убыточность текущего производства);

- высокая финансовая нагрузка на компании (практически все компании на данный момент закредитованы);

- источник возврата новых кредитов (преимущественно/ исключительно доходы, генерируемые за счет новых инвестиций в отрасль (компанию));

- сроки окупаемости инвестиций составляют от 5 до 10 лет.

Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов в промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.

Инновационные риски. Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующие:

- недофинансирование НИОКР будет сдерживать разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;

- риски неэффективности передачи прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, для промышленного использования во многом определяются несовершенством действующей практики закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, выполняемой по государственному заказу, за Российской Федерацией;

- иностранные производители не стремятся реализовывать прогрессивные технологии в российском производстве;

- технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства.

На минимизацию инновационных рисков также должны быть направлены мероприятия, предусматривающие экономически обоснованную модернизацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы научных и инжиниринговых организаций.

Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на промышленную продукцию. Сюда же следует отнести риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, риски выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, риски маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски "позднего вывода" нового продукта на рынок.

Социальные риски. Решение задач государственной программы с одной стороны, потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым реалиям ведения бизнеса, а с другой, реструктуризация и модернизация промышленных производств неизбежно приведет к сокращению занятых в промышленности и связанное с этим возникновение социальной напряженности в отдельных регионах. Снизить данные риски можно путем эффективной реализации проектов развития новых кластеров - поддержкой региональных кластерных инициатив - путем формирования скоординированных с предприятиями программ целевой подготовки и переподготовки кадров.

К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, переход наиболее компетентных и информированных работников российских предприятий в представительства зарубежных компаний.

Недостаточно эффективное решение этих задач способно воспрепятствовать реализации настоящей программы в полном объеме.

Следует отметить, что в целом данная государственная программа имеет субсидиарный характер, таким образом, в большинстве случаев управление перечисленными рисками будет реализовано через гибкий механизм координации программных инструментов и управленческих решений предприятий, вовлеченных в реализацию программных мероприятий. Так, например, ухудшение конъюнктуры на рынках и сокращение потребности предприятий в ресурсах для развития производства приведет к сокращению объемов субсидий, но в целом не скажется на качестве реализации программных мероприятий.

Сценарии развития промышленности

Функционирование и развитие промышленности, а также повышение ее конкурентоспособности в сфере реализации Программы имеет сценарный характер.

При разработке Программы рассматривались три возможных сценария развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности:

- инерционный (пессимистичный) сценарий развития промышленности;

- реалистичный сценарий развития промышленности, который предполагает сохранение государственной поддержки обрабатывающей промышленности на том же уровне, что и в предыдущие года;

- модернизационный (оптимистичный) сценарий развития промышленности, который основывается на прогнозных оценках основных показателей и индикаторов Программы.

Инерционный (пессимистичный) сценарий

Сценарий инерционного развития предусматривает отказ от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацию в развитии обрабатывающей промышленности.