Внедрение модели использования единого счета дало возможность эффективно использовать бюджетные средства, обеспечить управленческий подход к исполнению областного бюджета, когда денежные средства не замораживаются на лицевых счетах бюджетополучателей, а всегда доступны для оперативного управления. Начиная с 2002 года все операции по казначейскому исполнению бюджета полностью автоматизированы, организован устойчивый электронный документооборот с бюджетополучателями с использованием электронно-цифровой подписи.
Для определения потребности в денежных средствах на едином счете бюджета в любой период (квартал, месяц, день) для проведения кассовых выплат получателям составляется кассовый план исполнения областного бюджета. На основании осуществленных расчетов выявляются периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных крупных разовых выплат из бюджета, имеющих сезонный характер, например обслуживание государственного долга и другие срочные обязательства. Пополнение средств на счете областного бюджета в данные периоды может обеспечиваться за счет:
- временного заимствования средств бюджетных и автономных учреждений (счет 40603);
- целевых средств федерального бюджета, находящихся на лицевом счете областного бюджета;
- использования средств Резервного фонда Нижегородской области;
- привлечения кредитных ресурсов на период образования кассового разрыва.
Кассовые выплаты областных автономных учреждений осуществляются через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Нижегородской области. Остатки средств на данных лицевых счетах также используются для обеспечения ликвидности единого счета бюджета. Такой порядок работы показал свою эффективность: за счет управления ликвидностью по счетам экономия только за первое полугодие 2012 года составила 250 млн руб.
Кроме того, в целях решения вопросов обеспечения ликвидности бюджетов субъектов РФ и регулирования кассовых разрывов считаем логичным и целесообразным открытие лицевых счетов в финансовом органе региона для учета операций:
- иных юридических лиц, в частности государственных унитарных предприятий;
- территориального фонда обязательного медицинского страхования;