1. Право предъявления претензий, основанных на договоре перевозки, принадлежит отправителю или получателю груза согласно СМГС (ст.29).
2. Претензии за полную или частичную утрату, порчу или повреждение груза, недостачу массы или мест, просрочку в доставке или перебор провозных платежей предъявляются в письменном виде с соответствующим обоснованием и указанием суммы возмещения: отправителем - к железной дороге отправления; получателем - к железной дороге назначения. Претензии о возврате сумм по договору перевозки могут быть предъявлены тем лицом, которое произвело данный платеж, и только к тому участнику перевозки, который взыскал эти суммы.
Претензии предъявляются по каждой отправке в отдельности, за исключением претензий о возврате переборов провозных платежей. Такие претензии могут предъявляться на несколько отправок.
При установлении регулирующей железной дорогой ответственности судоходных предприятий (парома) за полную или частичную утрату, повреждение груза, а также недостачу мест и массы груза и др. она высылает претензию компетентным органам:
БДЖ - при проследовании груза из порта Поти/Батуми в Варну;
Грузинской железной дороге - при проследовании груза из порта Варна в Поти/Батуми.
Суммы по выплаченным претензиям, относящимся к ответственности за морской участок пути, возмещаются БДЖ или Грузинской железной дороге судоходными предприятиями.
3. Компетентные органы железных дорог по рассмотрению претензий, касающихся ответственности иностранных железных дорог, указаны в приложении 19 СМГС.
4. Предъявление, рассмотрение и удовлетворение претензий к железным дорогам производится в соответствии с положениями СМГС (ст.29).
При этом рассмотрение и удовлетворение претензий производится согласно СМГС (ст.29 § 4).