Действующий

О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (с изменениями на 7 июня 2017 года)

2. Прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода  


Без использования программно-целевого метода (далее - инерционный сценарий развития) система обеспечения пожарной безопасности будет развиваться по схеме последовательного наращивания ресурсов и текущего управления, за исключением возможных случаев возникновения аномальных природных явлений (2010 год), когда потребовалось привлечение дополнительных материальных и людских ресурсов для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и природной среды.

Задача обеспечения пожарной безопасности при инерционном сценарии будет реализовываться в рамках ответственности собственников, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Прогнозируется замедление процессов формирования культуры пожаробезопасного поведения населения, особенно в жилом секторе. При этом оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности, не будет достаточно эффективной.

В рамках инерционного сценария предполагается, что силы и средства Государственной противопожарной службы будут наращиваться на 2-3 процента в год от уровня 2011 года. Темп реконструкции и строительства пожарных депо и замены выработавшей ресурс пожарной техники прогнозируется на уровне 1-1,5 процента.

Устаревшая научная экспериментальная база не позволит создавать образцы технических изделий, которые отвечают современным требованиям пожарной безопасности. Особенно это относится к разработкам новых робототехнических средств, средств мониторинга и снаряжения пожарных.

Без использования программно-целевого метода сложно создать эффективные механизмы, которые обеспечивали бы достижение пожарных рисков уровню пожарных рисков в развитых странах мира.

При инерционном сценарии развития показатели обстановки с пожарами в 2017 году будут возрастать:

количество пожаров прогнозируется на уровне 203 тыс. пожаров в год;

число погибших составит более 17 тыс. человек;

число получивших травмы при пожарах составит более 19 тыс. человек.

В этом случае параметры пожарных рисков в 2017 году прогнозируются на уровне следующих значений:

частота пожаров (количество пожаров в год в расчете на 1 тыс. человек населения) - 1,42;

индивидуальный риск (количество пострадавших при пожарах людей в год в расчете на численность населения) - 1,2·10.

Сохранится тенденция роста ущерба от пожаров. Так, экономический ущерб от пожаров в 2011 году составил 59,2 млрд. рублей. Без принятия эффективных мер по обеспечению пожарной безопасности в стране прогнозируемый в 2017 году экономический ущерб составит более 74,2 млрд. рублей. Это окажет негативное влияние на развитие экономики России и будет сдерживать ее социально-экономическое развитие. При этом число спасенных при пожарах людей будет составлять 90-93 тыс. человек. В 2011 году этот показатель составлял 86,5 тыс. человек.

Прогнозируется, что количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, в 2017 году составит 18 процентов.

При инерционном сценарии развития действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности будут сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти.

При инерционном сценарии основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности будут являться:

отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;

отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития системы пожарной безопасности;

длительный период времени потребуется для достижения уровня пожарных рисков, соответствующего их уровню в развитых странах мира;

наличие проблем в области межведомственной и межрегиональной координации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, особенно при возникновении природных пожаров;

снижение числа пострадавших при пожарах, которым смогут оказать первую помощь.

При инерционном сценарии формирование инфраструктуры и техническая оснащенность подразделений добровольной пожарной охраны, а также материальное стимулирование и личное страхование добровольных пожарных в регионах России зависят от материальных и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации и будут сильно дифференцированы. Без государственной поддержки, реализуемой путем выполнения мероприятий Программы, разработка организационно-методического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а также развитие ее ресурсного обеспечения будут осуществляться несистемно.