1. Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия.
Предприятие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности вправе по собственной инициативе принимать любые решения, не противоречащие действующему законодательству.
Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, если не затрагивает прав государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предприятий, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
2. Союзные, республиканские и местные государственные и общественные органы и их должностные лица при принятии решений, касающихся предприятия, и в своих отношениях с ним несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона.
Государственные органы и должностные лица могут давать предприятию указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства, предприятие вправе обратиться в суд или государственный арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным.
Убытки, причиненные предприятию в результате выполнения указаний государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.
Статья 31. Правовые и экономические условия хозяйственной
деятельности предприятия
1. Государство обеспечивает предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования.
2. Государство способствует развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических рычагов и стимулов, реализует антимонопольные меры, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся.
Государство создает льготные условия предприятиям, осуществляющим техническое совершенствование производства и, в первую очередь, внедряющим открытия, изобретения, рационализаторские предложения.
Органы государственного управления строят свои отношения с предприятием, используя экономические рычаги - проценты по вкладам и ссудам, доходы по ценным бумагам, цены и налоги, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации и субсидии, валютный курс, нормы амортизационных отчислений, социальные, экологические и другие нормы и нормативы.
Статья 32. Учет и отчетность
1. Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность.
2. Формы государственной статистической отчетности устанавливаются органами государственной статистики и включают только фактические данные, а также адреса и сроки ее представления. Запрещается требовать представления статистической отчетности с нарушением установленного настоящим Законом порядка. Сведения, не предусмотренные государственной статистической отчетностью предприятием могут быть представлены на договорной основе либо по требованию органов, которым законодательством предоставлено право осуществления контроля за отдельными сторонами деятельности предприятия.
3. Должностные лица предприятия за искажение государственной отчетности несут установленную законодательством дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность.
Статья 33. Коммерческая тайна предприятия
1. Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяются руководителем предприятия.
Виды деятельности предприятий, сведения о которых не могут составлять коммерческую тайну, определяются Советом Министров СССР в целях предотвращения сокрытия предприятием сведений о загрязнении окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.
3. Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и нарушение порядка охраны таких сведений устанавливается законодательными актами СССР.
Статья 34. Ответственность предприятия
1. За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет полную имущественную ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договора, а также возмещение причиненных убытков не освобождают предприятие без согласия потребителя от выполнения обязательств по поставкам продукции, производству работ или оказанию услуг.
2. Предприятие обязано возместить ущерб, причиненный несоблюдением требований по рациональному использованию земли и других природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнений и иных вредных воздействий нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции, а также уплатить штраф в установленном законодательством размере.
Деятельность предприятия, нарушающего установленный режим природопользования, может быть в порядке, предусмотренном законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик, приостановлена до устранения допущенных нарушений.
Статья 35. Контроль за деятельностью предприятия
1. Комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия может производиться по инициативе собственника и не чаще чем один раз в год.
2. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия, могут осуществлять такие проверки по мере возникновения необходимости и строго в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.
3. Все виды проверок и ревизий должны содействовать повышению эффективности хозяйствования и не нарушать нормальную работу предприятия. Результаты ревизий и проверок сообщаются предприятию.