Основные ожидаемые результаты выполнения плана фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013 год, планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в научных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, на 2014-2020 годы
Направление | Основные ожидаемые результаты |
1. Перспективы развития | философские, теоретические и методологические основания педагогического прогнозирования; перспективные концепции систем обучения, воспитания, измерения и оценки качества образования; перспективные направления развития педагогического знания (сравнительный анализ отечественной и зарубежной педагогики); теоретические модели развития педагогики и образования в истории и современности; прогнозные сценарии институциональных изменений в сфере общего образования, типология образовательных систем, модели и формы их перспективного развития |
в том числе: | |
методологические и теоретические основания прогнозирования развития системы непрерывного образования в современных условиях: научно- | |
педагогические основы прогнозирования и модели развития образовательных систем: методология исследования образовательных систем разного уровня; тезаурус прогнозирования и моделирования развития образовательных систем; содержательная характеристика образовательных систем разного уровня, их типологии; общие принципы построения моделей развития образовательных систем, сущностная характеристика и вариации параметров моделей; прогнозные модели развития образовательных систем; теория и методология построения прогнозных сценариев развития системы общего образования; базовые прогнозные сценарии институциональных изменений в системе общего образования и рекомендации по их применению | |
2. Тенденции и закономерности развития (психического, физиологического и социокультурного) современного ребенка на разных этапах онтогенеза | закономерности формирования нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции деятельности; закономерности и индивидуальные особенности когнитивного и личностного развития современного человека; закономерности, характеризующие влияние макросредовых условий на формирование когнитивных и личностных характеристик, данные о природе индивидуальных различий; закономерности психологического, психофизиологического, социального и социокультурного развития современного ребенка ("портрет") на разных этапах детства; инновационная модель современной школы, основанная на принципах деятельностной психодидактики |
в том числе: | |
физиологическое развитие и состояние здоровья современных детей на разных этапах пубертатного периода: характеристика процесса развития и механизмы физиологической адаптации к нагрузкам различного характера, возрастные и половые особенности физического и психического здоровья, система оценки межкогортных изменений роста и развития детей в различных социальных и этнических группах; особенности влияния различных режимов физической подготовки на метаболические и вегетативные компоненты адаптации организма подростков к физической нагрузке в зависимости от стадии полового созревания и конституциональной принадлежности подростков; психологические закономерности когнитивного и личностного развития человека в современных макро- и микросредовых условиях: | |
закономерности и индивидуальные особенности когнитивного и личностного развития современного человека; закономерности влияния макросредовых условий на формирование сознания и развития когнитивных и личностных особенностей; характеристики соотношений наследственных и средовых факторов в формировании когнитивных особенностей ребенка в различных социокультурных условиях; дифференциально- | |
психологический портрет современного ребенка на разных этапах детства: психологические особенности детей и подростков, обусловленные спецификой современной семейной, образовательной, информационной, поликультурной среды; диагностический инструментарий выявления роли ведущей деятельности и общения в психическом развитии современных дошкольников, характеристики социокультурной идентичности в подростковом возрасте, инвариантные и вариативные компоненты экопсихологического сознания человека; | |
социологический портрет современного ребенка на разных этапах социализации: инструментарий социологического исследования по выявлению особенностей социализации учащихся на разных ступенях системы образования; тенденции влияния демографических и социально- | |
подростковом и юношеском возрастах; социально-психологические условия включенности учащихся в деятельность различного рода неформальных организаций; социальные механизмы формирования интересов детей, подростков и юношей в различных сферах деятельности (учебной, досуговой, общественной); характеристика влияния социальных факторов на динамику изменения профессиональных планов в подростковом и юношеском возрастах; различные социокультурные траектории социального развития в детстве, отрочестве, юности (лонгитюдное исследование); | |
социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления: возрастные и индивидуальные особенности художественного развития детей и подростков XXI века во взаимосвязи социокультурных и эстетических ценностей; закономерности формирования художественного восприятия и мышления детей и подростков в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования; сравнительная характеристика особенностей художественно-творческого развития детей разных поколений XX - начала XXI вв.; | |
особенности и закономерности психофизиологического развития ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: характеристика специфики когнитивного, физического и моторного развития детей 5,5-7,5 лет, живущих в разных социокультурных условиях; закономерности психофизиологического развития ребенка в период перехода из дошкольного в школьное детство; | |
система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве: психолого-педагогические условия, модели и механизмы построения индивидуальной образовательной траектории ребенка-дошкольника; теоретико-методические основы активизации процесса самоорганизации ребенка-дошкольника; | |
система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса как условие общего развития учащихся и профессионального развития педагогов: инновационная модель современной школы, базирующаяся на психодидактических принципах образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова; учебно-методические комплекты по основным учебным предметам; теоретико-экспериментальная модель оценки качества общего (начального и основного) образования: метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов учащихся, параметров образовательной среды; инновационная модель психологической службы системы образования | |
3. Теоретические | социально-педагогическое, нормативно-правовое, методико-технологическое обеспечение внедрения государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования нового поколения; системная характеристика места стандартов в децентрализованной системе формального образования, основных объектов стандартизации, функций, структуры и форм представления стандартов; |
в том числе: | |
преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования: теоретические основания обеспечения преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в содержательном, в деятельностном, развивающем аспектах; концептуальные основы совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса по математике, русскому языку и литературе, естественно-научным и общественно-гуманитарным циклам, физической культуре, экологии и основам безопасности жизнедеятельности, технологии; технология "вертикальной интеграции" уровней и ступеней образования; механизмы реализации преемственности образовательных программ дошкольного, основного, дополнительного и профессионального образования; модели реализации преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и начального профессионального образования; | |
оптимизация содержания образовательных областей и учебных предметов: методология оптимизации содержания образовательных областей и учебных предметов; направления совершенствования базисного учебного плана на основе соблюдения баланса гуманитарных и естественно-научных дисциплин в общем среднем образовании; вариативные модели структур образовательных областей и учебных предметов, обеспечивающих снижение информационной нагрузки на обучающихся; теория и методика экспертизы школьных учебников и учебно-методических комплектов; технология разработки и экспертизы рабочих программ по учебным предметам; | |
теоретико-методологические основания формирования социально- | |
методологические основы оценки и контроля качества учебных достижений: методология разработки инструментария и процедур оценки и контроля качества образовательных достижений обучающихся на различных этапах школьного обучения; экспериментальные модели инструментария и процедур оценки и контроля качества образовательных достижений обучающихся; теоретические модели внутришкольного контроля и оценки качества образовательных достижений обучающихся; технологии внутришкольного контроля и оценки качества образовательных достижений обучающихся; методологические основы оценки и контроля качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования; | |
концептуальные основы разработки перспективного обеспечения образовательных стандартов нового поколения: научное обоснование принципов разработки учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательных стандартов; механизмы разработки перспективного обеспечения образовательных стандартов; технологии разработки ресурсного обеспечения образовательных стандартов; методология оценки достижения требований образовательных стандартов; методика проведения экспертизы учебно-методического и материально- | |
методологические основы формирования культуры здоровья детей в рамках образовательного стандарта: концептуальные основы и системная модель здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; содержание и структура примерной программы формирования культуры здоровья учащихся старших классов в образовательных учреждениях; формы и методы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; методология разработки инструментария мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; теория и методика организации формирования культуры здоровья в образовательных учреждениях; | |
теоретические основания развития воспитательного потенциала общего образования: пути и условия реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; концептуальные основы программно-методического обеспечения реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в условиях общеобразовательной школы; модели образовательных пространств самореализации учащихся во внеурочное время; условия и эффективные механизмы модернизации воспитания в системе общего образования в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; воспитательный потенциал содержания общего среднего образования как ресурс социализации обучающихся; | |
социологический мониторинг отношения к образованию учащихся, учителей и родителей: инструментарий социологического исследования, направленного на выявление особенностей отношения основных участников образовательного процесса к различным аспектам школьного образования; программа социологического исследования, направленного на выявление особенностей отношения основных участников образовательного процесса к различным аспектам школьного образования, социологический опрос учителей, учащихся и родителей, база данных по материалам обследования; особенности мотивации получения образования на разных ступенях школьного образования; особенности отношения разных групп обучающих и обучающихся к образовательным стандартам, различным моделям дифференцированного и профильного обучения, формам контроля академической успешности учащихся; сравнительная характеристика удовлетворенности получаемым образованием в государственном и негосударственном секторе образования, удовлетворенности дистантной формой и экстернатом основных участников образовательного процесса; | |
содержание и механизмы модернизации художественного образования: теоретические основы развития непрерывного художественного образования в современном информационном пространстве; теоретико-методологические подходы к проектированию содержания в системе дошкольного художественного образования; теория преподавания различных школьных учебных предметов в едином культурно-историческом контексте; | |
теоретические основы организации дошкольного образования, оценки качества и мониторинга его состояния: теоретические основания обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в современных социокультурных условиях; теоретические основания разработки психолого-педагогических требований к структуре, содержанию и условиям реализации дошкольных образовательных программ; психолого-педагогическое обеспечение разностороннего развития детей в дошкольном образовании; возрастно-психологические и педагогические основания оценки качества дошкольного образования; теоретические основы мониторинга развития сети дошкольных образовательных учреждений и иных организационных форм дошкольного образования, мониторинга создания и реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, мониторинга обеспечения условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях | |
4. Информатизация | философско-методологические, социально-педагогические и медико- |
в том числе: | |
теоретико-методические основания подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий: научно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение подготовки педагогических и управленческих кадров в области применения средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в условиях многоуровневого образования; стандартизация в области применения информационных и коммуникационных технологий в педагогической и организационно- | |
система психологической, методической и медико-социальной поддержки пользователя при когнитивно-информационном взаимодействии со средствами информационных и коммуникационных технологий: | |
психолого-педагогические основы проектирования и реализации педагогических инноваций в высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде: философско-методологические, социально-психологические и педагогико-эргономические требования к условиям функционирования высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среды, реализованной на базе системы "Виртуальная реальность"; педагогико-эргономические и медико-психологические требования к высокотехнологичной здоровьесберегающей информационно-образовательной среде и научно-методическое обеспечение реализации педагогических инноваций в условиях ее функционирования; теоретическая модель персонифицированной информационно-коммуникационной предметной среды учащегося, обеспечивающей здоровьеформирующую направленность прогрессивного изменения уровня здоровья в соответствии с его потребностями и возможностями; модели сетевого взаимодействия в системе непрерывного образования в условиях функционирования информационно- | |
система показателей результативности освоения основных образовательных программ общего, среднего и высшего профессионального образования в части подготовки обучающихся к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности; | |
научно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях современного общества: концепция информационной безопасности личности как социального субъекта, способного воспринимать и реализовывать инновации в условиях социально-экономической, культурной дифференциации, массовой коммуникации и глобализации современного общества; учебно-методическое обеспечение информационной безопасности личности в условиях современного общества (устойчивые поведенческие алгоритмы, механизмы и средства информационной защиты человека в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества, комплексные методики формирования устойчивых состояний личности как социального субъекта, обеспечивающие ее информационную безопасность, и способы активного противодействия негативным воздействиям информационно-агрессивной интернет-среды); методическая система обучения и формирования компетенций у студентов педагогических вузов в области информационной безопасности личности в условиях современного общества информатизации и глобализации | |
5. Теоретические основания и перспективные модели социализации и воспитания детей, молодежи в условиях современного общества | методология развития современной теории воспитания; динамика изменений социальных функций воспитания и прогноз развития социализации детей и юношества; вариативные модели воспитания и социализации; направления развития воспитательного компонента общего образования; психолого- |
в том числе: | |
проектирование и механизмы реализации перспективных моделей воспитания и социализации детей: мониторинг и прогнозные сценарии развития воспитательных систем; социально-педагогические проекты моделей воспитания, адекватных потребностям государства, общества, личности; технологии организации воспитательного процесса с учетом особенностей возрастных этапов современного детства; научно- | |
современная российская семья как субъект воспитания и социализации детей: факторы и особенности изменений российской семьи как социального института воспитания; тенденции трансформации целей и методов семейного воспитания в условиях смены воспитательных стратегий; типология моделей семейного воспитания; педагогические основания и механизмы формирования социально ответственного родительства; критерии эффективности реализации государственной политики в отношении семьи, научное обоснование стратегии ее развития; механизмы развития систем социально-педагогической поддержки семей с детьми; модели и технологии социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; | |
развитие воспитательного потенциала в содержании общего образования: теоретические основания и технологии развития воспитательного потенциала учебного процесса в общеобразовательной школе; приоритетные направления и механизмы реализации воспитательного потенциала социально-гуманитарного и естественно-научного образования и его критериальных индикаторов; | |
теоретические основания и методология социализации молодежи: теоретические основания развития образовательного пространства как средства социализации молодежи; методология и психолого-педагогические составляющие процесса социализации молодежи в системе современного образовательного пространства; типология психолого-педагогических средств воздействия на процессы социализации; классификация способов и средств психолого-педагогического сопровождения процессов социализации молодежи; | |
психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодежи в поликультурной среде: психолого-педагогические основания обеспечения социальной безопасности детей и молодежи; индикаторы мониторинга социальной среды, качества социальных услуг, определяющих условия социальной безопасности детей и молодежи; технологии оптимизации условий социальной безопасности детей и молодежи; психолого-педагогические модели преодоления социальной напряженности в молодежной среде (на примере Северо-Кавказского региона); | |
научно-методическое обеспечение духовно-нравственного развития личности средствами народной культуры: образовательные модели духовно- | |
6. Теоретические основы и практические модели поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, | теоретические основания и практические модели выявления и развития общей и специальной одаренности на разных возрастных этапах дошкольного и школьного детства; модели, технологии и методы развития, поддержки и индивидуального сопровождения детей и молодежи с разными видами одаренности; методики работы с мотивированными и способными детьми и молодежью, обеспечивающие их дальнейшее развитие и адаптацию в социуме; психолого-педагогические основы развития творческой и разных видов специальной одаренности детей и подростков в условиях общего и дополнительного образования |
личностного потенциала растущего человека | в том числе: |
теоретические основания и формы выявления и развития художественной одаренности детей и подростков: психолого-педагогические основания выявления и развития художественной одаренности детей и подростков в условиях общего и дополнительного образования (теоретические принципы, типологии, общие подходы, практические модели); инновационные формы организации фестивально-конкурсного движения детей и молодежи в современных условиях; | |
развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий: специфика развития художественной одаренности на основе информационных технологий; теоретические основы и технологии развития художественно-творческого потенциала детей и юношества на базе информационных технологий; характеристики и методы развития одаренности учащихся в процессе творческой деятельности на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий; | |
теоретические основания, формы выявления, развития и поддержки математической и естественно-научной одаренности детей: условия и пути выявления и развития математической и естественно-научной одаренности детей в общем и дополнительном образовании (теоретические принципы, механизмы, модели и средства); научно-педагогическое обеспечение развития детской и юношеской специальной одаренности; | |
социокультурные модели выявления и развития актерской одаренности в системе среднего профессионального образования: характеристика личностных особенностей, интеллектуального и эмоционального развития старшеклассников, предрасположенных к актерской деятельности; личностные и социально-статусные изменения учащихся на этапе получения среднего профессионального актерского образования; психологические основания построения педагогической практики по развитию актерских способностей | |
7. Модернизация системы помощи лицам с | вариативные модели ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; система комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; направления и формы интеграции систем общего и специального образования; система подготовки кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики; научно-методические подходы к разработке и реализации технологий трансляции научного знания в области специальной и коррекционной педагогики |
педагогики и новых технологий трансляции научного знания | в том числе: |
пути и формы модернизации дошкольного, школьного и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социокультурных реалиях: особенности реабилитационного потенциала детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы (включая ранний детский аутизм), задержкой психического развития, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития; система комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; научно-методическое обоснование направлений и форм интеграции систем общего и специального образования; | |
развитие теоретико-методологических основ отечественной научной школы дефектологии в меняющемся социокультурном пространстве: понятийный аппарат специальной психологии и коррекционной педагогики, обеспечивающий возможность продуктивного взаимодействия специалистов внутри страны и за ее пределами; система психолого-педагогической помощи, основанной на фундаментальных исследованиях механизмов нормального и нарушенного развития детей; прогноз развития коррекционной педагогики в контексте внедрения информационных технологий в практику медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; | |
модернизация содержания и технологий непрерывного образования преподавателей вузов и научных кадров НИИ в области специальной психологии и коррекционной педагогики: структура содержания, организационные формы, методы и средства подготовки кадров высшей квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики; научно-методические подходы к разработке и реализации технологий трансляции научного знания, профессиональные практики на базе сетевых научно-информационных ресурсов, многоуровневые мультимедийные учебные пособия для разных этапов непрерывной подготовки специалистов | |
8. Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования | научно-методическое обеспечение создания и использования образовательных стандартов междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и наукоемких технологий в системе общего и профессионального образования; теория и технология формализации и представления знаний в интегрированных интеллектуальных системах образовательного назначения; педагогико-технологическое обеспечение интеллектуализации информационных систем формирования и представления распределенного контента образовательного назначения; научно-методическое и медико-психологическое обеспечение разработки и сертификации программно-аппаратных, информационных комплексов образовательного назначения; научно-педагогические основания разработки отраслевого стандарта в области оценки педагогико-эргономического, медико-психологического и технико-технологического качества программно- |
в том числе: | |
программная реализация и представление в информационных сетях электронного образовательного ресурса для подготовки и повышения квалификации преподавателей учреждений среднего профессионального образования технического профиля в области нано- и информационных технологий; | |
методология формализации и представления знаний в интеллектуальных образовательных системах: теоретико-методологические основы формализации и представления знаний в интеллектуальных проблемно ориентированных образовательных системах на основе теории нечетких множеств; теория построения интегрированных интеллектуальных систем образовательного назначения (далее - ИСОН), реализованная на основе теории искусственных нейронных сетей (научно-методический аппарат программно-алгоритмического обеспечения ИСОН, обобщенные модели ИСОН, совокупность методик использования ИСОН в педагогической практике); модели интеллектуальных систем контроля знаний обучаемого, реализованные на основе теории нейронных сетей; нейросетевая модель, моделирующая деятельность педагога при оценке знаний обучаемых; пакет прикладных программ и методики, реализующие нейросетевые технологии в ИСОН; методология создания адаптивных семантических моделей слабо- | |
параметров деятельности вуза на основе метода факторного анализа результатов мониторинга; научно-методические основы проектирования информационных систем автоматизированного контроля качества образования в соответствии с парадигмой многоуровневого образования в условиях личностно-ориентированного подхода к процессу обучения; информационный фонд научно-педагогических материалов, реализованный в электронном виде, для представления в электронной библиотеке Российской академии образования (база знаний, обеспечивающая справочно-навигационные функции Научно-педагогической электронной библиотеки РАО, методические материалы по информационно- | |
теоретико-методологические основы интеллектуализации информационных систем формирования распределенного контента образовательного назначения: теоретические основания построения автоматизированной системы информационной поддержки (далее - АСИП) формирования распределенного контента с доверительной оценкой профессиональной компетентности; методики формирования содержания профильных дисциплин и повышения достоверности оценки эффективности АСИП формирования профессиональных компетенций; методологические основания интеллектуализации информационно-аналитической системы подготовки и поддержки профессиональной деятельности операторов автоматизированных систем контроля технического состояния производственных систем; научно-методическое обеспечение создания информационной системы мониторинга, аккумулирующей результаты психолого-педагогического тестирования для формирования базы данных о талантливых детях и рекомендаций по информационной поддержке их подготовки как будущих специалистов в области информационных технологий; | |
типовые архитектуры и структуры информационных систем, обеспечивающие условия освоения знаний в соответствии с парадигмой многоуровневого образования, самостоятельного обучения и личностно- | |
научно-методические основы разработки и сертификации программно- | |
методология создания адаптивных информационных систем в образовании: методология моделирования информационных процессов при взаимодействии человека (группы людей) и программно-аппаратных средств; теория и технология проектирования оптимального программного обеспечения тренажерных адаптивных эргатических систем; теория моделирования информационных процессов в тренажерных системах профессионального назначения на основе методологии создания единого математического аппарата, алгоритмического и программного обеспечения; методические рекомендации к проектированию программного обеспечения тренажерных систем с оптимизацией распределения данных по уровням хранения и диспетчеризации программных модулей в иерархической распределенной вычислительной среде. Комплекс математических моделей, методик, алгоритмов, обеспечивающих процесс моделирования информационных процессов в разрабатываемых тренажерных системах для подготовки специалистов иерархической системы управления; научно- | |
9. Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России | прогностические модели развития непрерывного педагогического образования; теоретико-методологические подходы к экспертизе и инновационные механизмы повышения качества системы педагогического образования; |
в том числе: | |
инновационные механизмы и организационно-педагогические условия повышения качества педагогического образования: теоретико- | |
модели и механизмы сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования разных уровней в подготовке и переподготовке педагогических и управленческих кадров: теоретико-методологические основания моделей сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования на разных уровнях для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров; инновационные модели распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; дидактические требования к учебно- | |
профессиологические, психолого-педагогические и акмеологические основания развития профессиональной деятельности педагога: профессиологические и акмеологические основания разработки образовательных стандартов педагогического образования на основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов; профессиональные квалификационные характеристики работников образования; закономерности и технологии психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления педагога; система и социально- | |
10. Методология и | методологические основы социальной консолидации общества посредством социокультурной модернизации образовательного пространства; стратегия социокультурной модернизации образования на среднесрочную перспективу; механизмы консультационно-методической поддержки образования как института социализации; оценка влияния социокультурной модернизации образования на изменения в детской и молодежной субкультурах |
в том числе: | |
проектирование инновационных психолого-педагогических технологий дошкольного, общего и дополнительного образования в целях социализации подрастающих поколений, строительства общества знаний: психолого- | |
социокультурная модернизация образования и ее влияние на изменения в детской и молодежной субкультурах: инструментарий мониторинговых социологических исследований социокультурной модернизации образования; социальная характеристика социокультурной модернизации образования и ее влияние на уровень социального доверия, проявление социальной активности и толерантности, на дифференциацию информационной среды, читательских интересов детей и молодежи; социокультурная модель динамики изменения читательских интересов при переходе от подросткового к юношескому возрасту | |
11. Научные основы управления образованием в меняющемся мире | инновационные механизмы управления образованием в условиях новых образовательных стандартов и меняющейся социально-экономической среды; современные технологии и модели управления образованием на разных уровнях; научно-методические основы управления качеством образования на основе процедур оценки образовательных достижений учащихся; правовые и экономические основания эффективного управления образованием в меняющемся мире; механизмы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений; научно-методическое обеспечение управления образованием и социализацией основных участников педагогического процесса; средства и методы управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования |
в том числе: | |
теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей системы образования: инновационные модели и механизмы профессионального развития руководителей образовательных учреждений; стратегии, тактики и пути развития системы образовательного консалтинга, обеспечивающие модернизацию российского образования; модели формирования специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений, обеспечивающих создание внутришкольных межэтнических коммуникаций; программы подготовки руководителей системы образования к использованию электронных ресурсов для профессионального самообразования; | |
теоретические основы разработки нормативно-правового обеспечения регулирования отношений в сфере образования и исследовательской деятельности: теоретические основы правореализации в сфере цензового образования (по уровням и цензам); модели действия права в сфере цензового образования; теоретические основания правового регулирования нецензового образования растущих людей; модель системы информационно-правовой поддержки сферы нецензового образования; методики юридического сопровождения научно-исследовательской деятельности в сфере образования; | |
теоретические основы и обобщение практики управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования: теоретические основания разработки количественных параметров состояния научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования; механизмы и инструменты управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования на основе данных о публикационной активности; показатели и порядок учета результативности и эффективности научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования; тенденции развития научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования на основе ретроспективных данных публикационной активности и механизмы, повышающие его качество; | |
методические основы и практика управления интеллектуальными ресурсами образовательных учреждений: методика определения уровня развития интеллектуальных ресурсов образовательных учреждений; показатели, характеризующие уровень развития интеллектуальных ресурсов образовательного учреждения на основе данных наукометрии; научно- | |
научно-методическое обеспечение управления образованием и социализацией основных участников педагогического процесса на основе социологических исследований: принципы организации программы и методов построения инструментария социологического опроса основных участников образовательного процесса; программа и инструментарий социологического исследования для опроса администраторов образовательных учреждений, участников педагогического процесса, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей, родителей, учащихся; | |
характеристика социокультурной дифференциации и потребностей разных социальных групп в сфере образования; статистическая база данных социологических исследований, фиксирующая социальные изменения в сфере образования; | |
теоретико-методическое обеспечение модернизации механизмов инновационного развития образовательных учреждений: теоретические основы и инструментарий диагностики способности учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к развитию; теоретические основы и методы активизации способности учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования к развитию; инновационные модели введения современного метода проектов в учебный процесс; сравнительные характеристики стратегий, теоретических моделей и методов развития образовательных учреждений в странах Европы и в отечественной системе образования; теоретические основы и методы совершенствования механизмов поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений на разных уровнях системы образования; теоретическая модель и инструментарий формирования мотивационной среды инновационной деятельности в учреждениях общего образования | |
12. Теоретико- | теоретико-методологические основания развития профессионального образования в условиях социально-экономических изменений; инновационные модели подготовки специалистов разных уровней для изменяющегося рынка труда; теоретико-методические основания готовности выпускников профессионального образования разных уровней к инновационной деятельности на рынке труда; психолого-педагогические условия взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций в профессиональном самоопределении учащейся молодежи; особенности и закономерности непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; научные основы и тенденции развития профессионального образования и социализации взрослых в условиях рыночных отношений |
в том числе: | |
теория и практика подготовки специалистов в условиях научно- | |
поликультурные основания и дидактическое обеспечение содержания профессионального образования: организационно-функциональная модель непрерывного поликультурного образования; структура и содержание энтопедагогических компетенций в условиях многоуровневого образования; структура и содержание дидактических закономерностей обучения в среднем и высшем профессиональном образовании; проблемные, контекстные, проектные, концентрированные модели обучения в средней профессиональной школе; | |
проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: теоретическое обоснование проектно-целевых механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов; технологии проектно-целевого подхода к реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования (деле - НПО) и СПО; структура и содержание интегративной модели проектно-целевого подхода к реализации федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО в преподавании общепрофессиональных, естественно-математических и гуманитарных дисциплин; критерии реализации интегративной модели проектно-целевого подхода к обеспечению федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО; | |
научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен: теоретические основы разработки диверсифицированных образовательных маршрутов, содержания и технологий неформального образования взрослых в условиях сетевого сообщества; программно-технологические среды инновационного развития общего и профессионального непрерывного образования взрослых; диверсифицированные образовательные маршруты, содержание и технологии общего и профессионального образования взрослого населения; дидактические и методические особенности совершенствования содержания, форм и технологий общего и профессионального образования взрослых; | |
теоретико-методологические основания моделирования непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов: организационно-педагогические условия моделирования непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; концептуальное обеспечение непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; социально-экономические условия развития непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; кадровое и учебно-методическое обеспечение непрерывного этнокультурного образования малочисленных народов; | |
теоретико-методологические основания готовности выпускников университетского комплекса к инновационной деятельности: факторы, влияющие на качество управления человеческими ресурсами в процессе модернизации системы высшего профессионального образования; теоретические основания и модель университета как творческого кластера; педагогические условия формирования ценностного отношения студентов университетского комплекса к профессиональной деятельности; теоретические основы подготовки кадров в системе университетского комплекса; теоретико-методологические основы интеграции дисциплинарного образовательного пространства инженерной подготовки; методика проектирования структурных единиц содержания высшего профессионального образования; | |
теоретико-методические основы, модели и технологии развития профессионального социально-педагогического образования: научно- |