Свою деятельность ФМБА России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Для решения поставленных задач по подготовке сил и средств к задействованию в ликвидации и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе при радиационных, ядерных и химических авариях в ФМБА России проводятся следующие мероприятия:
- функционирование органов управления системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ФМБА России;
- обеспечение постоянной работы органов управления формирований и специализированных служб;
- поддержание запасов материальных средств для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий террористических проявлений;
- функционирование системы оповещения и информационного обеспечения;
- функционирование Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ);
- функционирование всех созданных Минздравом России функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- реализацию мероприятий по развитию службы крови;
- обеспечение поддержки принятия управленческих решений при оказании пострадавшим специализированной медицинской помощи;
- обеспечение научно-методическое руководство подведомственных организаций при оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и ликвидации и минимизации последствий террористических проявлений, в том числе связанных с угрозой применения радиоактивных и химических отравляющих веществ;
- содержание коечной сети для развёртывания в объёме до 30 тыс. коек;
- содержание Аварийного медицинского радиационно-дозиметрический центра (ФГУ "ФМБЦ им.А.И.Бурназяна" ФМБА России), Южно-Уральского регионального аварийного медико-дозиметрического центра на базе ФГУП "Южно-Уральский институт биофизики" ФМБА России (Челябинская область). Аварийного Северо-западного медико-санитарного центра на базе ФГУП "НИИ промышленной и морской медицины" ФМБА России (г.Санкт-Петербург);
- функционирование Токсикологического центра на базе ФГУЗ "КБ N 123" ФМБА России);
- производство и разработка специальных медикаментов-антидотов и радиопротекторов (ФГУП "НПЦ Фармзащита" ФМБА России).
- участие специализированных формирований учреждений ФМБА России в ликвидации медицинских последствий ЧС природного и техногенного характера;
- использование ЛПУ ФМБА России для оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение учреждений Всероссийской службы медицины катастроф препаратами крови и кровезаменителями;
- участие в создании, освежении и поддержании резервов медицинского имущества и лекарственных средств для обеспечения деятельности медицинских формирований при оказании медицинской помощи;
- поддержание запаса необходимого оборудования, аппаратуры, средств и материалов для экспресс-индикации радиоактивных и химических веществ, биологических агентов из объектов внешней и производственной среды, а также диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых перечисленными веществами и агентами;
- поддержание запасов профилактических антидотных препаратов, радиопротекторов, вакцинных и сывороточных препаратов для экстренной профилактики радиационных и химических поражений, инфекционных заболеваний;
- организация и проведение радиационной, химической и эпидемиологической разведки с целью выявления и установления границ территорий, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- участие в проведении экстренных мероприятий по локализации и ликвидации очагов радиационного, химического и биологического заражения не только на обслуживаемых территориях и в обслуживаемых организациях, но и на смежных территориях;
- контроль готовности специализированных стационаров, изоляторов, обсерваторов и др. к массовому приему, диагностике и лечению пострадавших в результате радиационного и химического поражения, а также инфекционных заболеваний;
- организация и обеспечение проведения медико-социальной экспертизы населению, пострадавшему при ЧС и ликвидации и минимизации последствий террористических проявлений;
- обеспечение деятельности учреждений медико-социальной экспертизы в условиях чрезвычайных ситуаций;
- оформление населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации, документов, необходимых для обеспечения выплат по социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев на производстве;
- координация мер по осуществлению социальной и профессиональной реабилитации граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, их санаторно-курортное лечение;