Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития  


В условиях исчезновения различий между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.

Представляется необходимым учитывать тесную связь проблем социально-экономического характера с вызовами в сфере защиты окружающей среды, стихийных бедствий, а также национальной безопасности. Так, основными направлениями международных отношений в сфере охраны здоровья должны стать обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности.

Вместе с тем на передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Соответственно, особую роль в международных отношениях играют элементы "мягкой силы".

Российская Федерация является одним из влиятельных центров современного мира, логика развития которого требует разработки дополнительных инструментов, обеспечивающих рост его политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала. Важно и то, чтобы такие инструменты носили долгосрочный и комплексный характер, а также, учитывая указанные задачи развития, не поверялись исключительно экономическими оценками.

В настоящее время Российская Федерация выступает с рядом важных инициатив в сфере здравоохранения на международной арене. И в то же время эти усилия нельзя признать достаточными: так, количество инициатив, предлагаемых в международную повестку дня зарубежными партнерами, по ряду направлений заметно выше.

В этом смысле содействие международному развитию стран становится наиболее активно используемым инструментом внешней деятельности развитых государств. Так, мировой опыт показывает, что содействие международному развитию способствует увеличению политического и экономического влияния на мировой арене. Средства его представлены широким перечнем, включающим льготные кредиты, техническое и консультативное содействие, учреждение культурных центров, финансирование местных неправительственных организаций.

Российская Федерация, занимая авторитетные позиции в "Группе Восьми", "Группе Двадцати" и являясь самым влиятельным участником СНГ, регулярно выступает с инициативами, направленными на облегчение социально-экономического положения нуждающихся стран и исполняет конкретные обязательства, связанные с указанными инициативами.

Текущие глобальные кризисы придают дополнительную актуальность международному сотрудничеству: так, использование международных связей для своевременного и эффективного реагирования на внешние и внутренние вызовы становится объективной необходимостью.

Соответственно, содействие международному развитию должно быть оформлено в систему. Текущий этап позволяет в максимальной степени согласовать указанную систему с объективными общенациональными интересами и возможностями. Ориентация осуществляемого Российской Федерации содействия международному развитию имеет мультипликативный эффект, связанный прежде всего с укреплением прочных и авторитетных позиций Российской Федерации в мировом сообществе, устойчивости ее международного положения к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры.

Содействие международному развитию должно также стать основой для популяризации в иностранных государствах отечественного здравоохранения.

Осуществление мероприятий, связанных с формированием в Российской Федерации системы международного содействия, на настоящем этапе должно ограничиваться узким перечнем географических и тематических приоритетных направлений, работа по которым принесла бы российскому государству наибольшие политические дивиденды. Так, указанные мероприятия требуют значительных денежных средств, а также институциональных ресурсов, что не может быть обеспечено в короткие сроки. Так, Российская Федерация несет обязательства, связанных с ее нахождением в международных организациях и также требующих направления финансовых средств.

Вместе с тем содействие международному развитию, ввиду инновационного потенциала указанного инструмента и множества задач, решение которых сопряжено с его использованием, должно стать приоритетным направлением данной Подпрограммы.

Программно-целевой метод представляется наиболее выгодным, поскольку уровень развития, на котором находится предоставления в Российской Федерации содействия международному развитию, не соответствует современным стандартам в этой области и требует совершенствования, как с точки правовой его базы, так и с точки зрения институциональных решений, его обеспечивающих.

Подпрограмма учитывает приоритеты внешней политики России, а именно сотрудничество с государствами - членами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества.

Реноме, которым пользуется Российская Федерация в "Группе Восьми", государствах БРИКС, может быть укреплено за счет усиления сотрудничества по здравоохранительной тематике со странами-партнерами по указанным объединениям, а также странами, входящими в Европейский союз.

Вне указанных сообществ приоритетным для Российской Федерации является сотрудничество со странами Востока, в том числе Китаем и Японией, представляющие собой исторически адаптированные к российской продукции емкие рынки. Представляется необходимым укреплять сотрудничество со странами Восточной Европы. Необходимо также налаживание контактов с Африканским союзом. Сообществом развития Юга Африки и другими организациями, представляющими интересы стран Африки, в настоящее время нуждающихся в оказании медицинской помощи, которая со стороны Российской Федерации может быть выражена в подготовке специалистов для системы здравоохранения указанных стран (включая их переподготовку), поставке им лекарственных средств и вакцин, медицинских изделий. В перспективе все указанные страны могут составить спрос на инвестиции и инвестиционные товары.

Укрепление международных позиций России в здравоохранении, а также решение задач, связанных с установлением равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений со всеми странами, успешное продвижение ее внешнеэкономических интересов, обеспечение влияния за рубежом требуют задействования всех имеющихся в распоряжении государства механизмов.

Для достижения поставленных целей необходимо комплексирование усилий по множеству направлений. Международное сотрудничество, реализуемое на профессиональном уровне (сотрудничество научных и образовательных учреждений, медицинских организаций и т.д.), должно также быть вовлечено в этот процесс. Зарубежная деятельность учреждений, находящихся в ведении Минздрава России, ФМБА России и учреждений, находящихся в его ведении, Росздравнадзора, а также РАМН и его учреждений должна осуществляться с учетом политических приоритетов.