Необходимым условием достижения главной цели модернизации здравоохранения - обеспечения равного доступа каждого гражданина к качественной медицинской помощи - является проведение эффективной кадровой политики в отрасли, в том числе обеспечение оптимального распределения трудовых ресурсов в соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи населению Российской Федерации и построение современной системы непрерывного профессионального образования посредством совершенствования организации профессиональной подготовки, повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников.
Уже сегодня предприняты активные меры по формированию будущего кадрового потенциала системы здравоохранения, обладающего необходимыми способностями к освоению новых технологий с учетом постоянного развития медико-биологических и фармацевтических наук.
Так, существенное развитие получила система профессионального образования медицинских и фармацевтических работников, за счет увеличения доли практической подготовки обучающихся в общем объеме программы обучения, что на додипломном этапе позволит подготовить специалиста, способного непосредственно после окончания среднего или высшего учебного заведения приступить к профессиональной деятельности, а на последипломном этапе -качественно повысить уровень приобретаемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков.
Одновременно, с целью стимулирования притока молодых специалистов в государственную и муниципальную системы здравоохранения предприняты меры по повышению уровня заработной платы, внедрению системы дополнительных выплат медицинским и фармацевтическим работникам, в том числе трудоустроившимся на селе, усилены меры социальной поддержки.
Вместе с тем для обеспечения достижения максимального эффекта от уже предпринятых действий в сфере кадрового обеспечения отрасли необходима концентрация государственного участия в решении следующих существенных проблем здравоохранения.
1. Наличие дефицита специалистов со средним и высшим медицинским образованием по отдельным медицинским специальностям.
Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами по стране после положительной динамики до 2009 года (2000 год - 42,2 на 10 тысяч населения, 2009 год - 44,1 на 10 тысяч населения) снизился до 44,0 на 10 тысяч населения в 2011 году.
Одновременно, отмечается снижение уровня обеспеченности населения средними медицинскими работниками, составившего в 2011 году 92,4 на 10 тысяч населения (2000 год - 96,9 на 10 тысяч населения).
При этом в субъектах Российской Федерации отклонения от средних величин показателей обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками составляют 2-кратную разницу, что не в полной мере позволяет обеспечить равенство в доступности и качестве медицинской помощи для всех граждан Российской Федерации.
Так, в частности, минимальные показатели обеспеченности врачами на 10 тысяч населения в 2011 году отмечены в Чеченской Республике (26,1), Курганской (25,5) и Тульской (28,3) областях, максимальные показатели обеспеченности врачами на 10 тысяч населения - в Республике Северная Осетия - Алания (66,3), г.Санкт-Петербурге (73,9), Чукотском автономном округе (75,5).
Таким же образом сложилась ситуация в части обеспеченности населения средним медицинским персоналом:
- минимальные показатели 2011 года отмечены в Приморском крае (63,5), Калининградской (65), Ленинградской (64,9) и Московской (65,4) областях;
- максимальные показатели обеспеченности в 2011 году отмечены в Магаданской области (136,8), Ханты-Мансийском (140) и Чукотском (152,9) автономных округах.
Следует отметить, что в соответствии с международными требованиями показатель обеспеченности врачами рассчитывается, исходя из фактической численности врачей клинических специальностей, без учета ряда специалистов-стоматологов, провизоров, клинических фармакологов, врачей диагностических специальностей (врачи клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, радиологи, патологоанатомы, эндоскописты, врачи-специалисты по ультразвуковой и функциональной диагностике, судебно-медицинские эксперты), врачей санитарно-эпидемиологических служб и медико-санитарной помощи, организаторов здравоохранения.
Так, обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в зарубежных странах составляет: Франция - 37,0; Германия - 35,0; Дания - 32,0; Испания - 38,0; Нидерланды - 39,0; страны ОЭСР - 31,0.
Аналогичный указанным показатель обеспеченности врачами клинических специальностей на 10 тысяч населения в 2011 году в Российской Федерации составил 29,2.
В настоящее время численность врачей в Российской Федерации составляет 628481 человек (врачей клинических специальностей - 412854 человека), средних медицинских работников - 1320020 человек.
При этом дефицит врачей в Российской Федерации, рассчитанный на основе определения оптимальной численности врачебных кадров, необходимой для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856, и разработанными в соответствии с ней соответствующими территориальными программами в настоящее время составляет 148203 человека.
Дефицит средних медицинских работников в Российской Федерации, определяемый исходя из соотношения численности врачей к численности среднего медицинского персонала с учетом установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р нормативов обеспеченности врачами (41) и средним медицинским персоналом (114,3) на 10 тыс. населения, на сегодняшний день составляет 854695 человек.
Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех типах медицинских организаций и на всех уровнях оказания медицинской помощи, при этом в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, он отмечается практически в каждом субъекте Российской Федерации.
Отмечается наибольший дефицит ряда врачей-специалистов, преобладающий в амбулаторно-поликлинических учреждениях: терапевтов, педиатров, неврологов, оториноларингологов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов.
Высокий дефицит врачей-хирургов имеется как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях большинства субъектов Российской Федерации.
Дефицит анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, травматологов-ортопедов, урологов, врачей-инфекционистов, психиатров, гастроэнтерологов отмечается в большинстве стационарных учреждений субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, отмечается высокий дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, скорой медицинской помощи, рентгенологов, судебно-медицинских экспертов.
В целом в настоящее время дефицит врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях составляет 149555 человек, при их профиците в стационарах - 1352 человека.
Данный факт свидетельствует о выраженном дисбалансе в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи с нарастающим дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения, что является следствием недостатков планирования и оценки потребности во врачах в субъектах Российской Федерации.
Так, профицит в стационарах врачей-кардиологов наблюдается в Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Пермском крае, Архангельской, Ивановской, Курской, Орловской и Тверской областях; урологов - в Пермском крае, Архангельской и Астраханской; челюстно-лицевых хирургов - в Республиках Дагестан и Карелия, Архангельской, Астраханской, Курской, Нижегородской, Новосибирской, Омской и Оренбургской областях.
Кроме того, по данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, доля медицинских работников, продолжающих трудиться после назначения пенсии (независимо от ее вида), составляет 12%, а с учетом лиц "предпенсионного" возраста доходит до 25-30%, что свидетельствует об имеющейся тенденции старения кадрового потенциала отрасли и возможном нарастании имеющегося дефицита медицинских кадров.