На протяжении многих десятилетий в большинстве стран Европы и США развивается медицинская реабилитация наряду с профессиональной и социальной. Право граждан этих стран на оказание помощи по медицинской реабилитации регламентировано соответствующими законами, которыми установлено, что каждый инвалид или тот, кому угрожает инвалидность, независимо от причины, имеет право на необходимую помощь с тем, чтобы инвалидность предотвратить, устранить, компенсировать ее последствия, а также сообразно способностям и наклонностям обеспечить место в обществе, особенно в профессиональной сфере. Это право находится в процессе постоянной актуализации и приспособления к меняющимся общественным и экономическим обстоятельствам. Более полно содержание медицинской реабилитации можно характеризовать как комплекс медицинских, психотерапевтических, педагогических, профессиональных мероприятий, направленных на преодоление последствий заболеваний, на улучшение эмоционального состояния, способствование социальной компетенции, тренировке коммуникативных и практически-бытовых навыков. Такое отношение к процессу медицинской реабилитации пациентов и инвалидов обосновано положениями Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, предусматривающей многоплановый, а не только медицинский подход в понимании реабилитационного процесса.
Основополагающим принципом медико-социальной реабилитации должно стать предпочтение финансирования превентивных лечебно-реабилитационных мероприятий, реинтеграция инвалидов в трудовую и общественную жизнь и осознанное предотвращение финансовых расходов на выплаты пенсий по нетрудоспособности. Государство сможет поддерживать целесообразную трудовую деятельность инвалидов как основную альтернативу выплатам им пенсионных пособий. В связи с этим, опираясь на данные об основных инвалидизирующих заболеваниях в Российской Федерации, предлагается создание преемственной системы реабилитационных структур, решающих вышеуказанные задачи.
Впервые Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вводится понятие медицинской реабилитации, предусматривающей создание системы по формированию, активному сохранению, восстановлению и укреплению здоровья населения Российской Федерации, реализацию потенциала здоровья для ведения полноценной производственной, социальной и личной жизни, снижение темпов старения, преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, а также улучшение демографической ситуации в стране.
Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется недоступностью реабилитационной помощи больным при наиболее распространённых и одновременно инвалидизирующих заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях. Особую категорию среди всех групп населения представляют дети, особенно дети-инвалиды. Только среди детей-инвалидов, в реабилитационной помощи нуждается более 340 тысяч человек. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше.
Отсутствие системного подхода в организации оказания реабилитационной помощи населению Российской Федерации, дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации как взрослых, так и детей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, крайний дефицит амбулаторной формы оказания реабилитационной помощи, отсутствие патронажной формы оказания реабилитационной помощи не позволяют в полной мере обеспечить потребность в данных медицинских услугах.
Помимо высокой потребности в реабилитационных мероприятиях среди вновь заболевших и получивших травмы пациентов, хронически больных в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 13 миллионов инвалидов, из них 500 тыс. дети. У более чем 900 тыс. человек в год развивается впервые инсульт или инфаркт миокарда. Высокими среди детей и молодежи остаются показатели травматизма. Улучшение диагностического и лечебного процессов увеличили сроки средней продолжительности жизни у пациентов с онкологическими заболеваниями, что предъявляет свои требования к процессу их возможно более полного излечения и улучшения качества жизни в этот и последующие периоды жизни. По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2010 году медицинскую реабилитацию в стационарных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, получили 280 тысяч детей-инвалидов, что составляет около 50% от потребности.
Таким образом, без создания и развития единой системы оказания специализированной, преемственной, максимально индивидуализированной, управляемой помощи по медицинской реабилитации при основных инвалидизирующих заболеваниях и повреждениях органов и систем в Российской Федерации, невозможно добиться значимого снижения показателей инвалидизации населения, увеличения периода активной жизни.
Эффективная система медицинской реабилитации позволит обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи и повысить эффективность использования коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и продолжительность временной нетрудоспособности), в том числе за счет совершенствования оказания реабилитационной помощи непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи с первых минут в условиях стационара. Развитие медицинской реабилитации позволяет создать полный цикл оказания эффективной медицинской помощи детям: ранняя диагностика - своевременное лечение - медицинская реабилитация.
Наряду с медицинской реабилитацией, важным компонентом восстановления и поддержания здоровья граждан является санаторно-курортное лечение. В 2011 году в системе санаторно-курортного лечения функционирует 398 учреждений из которых 387 санаториев. Курортное дело в Российской Федерации является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения. С точки зрения системы организации лечения и оздоровления, курорты Российской Федерации являются одними из лучших в мире, так как имеют свой оригинальный научно-практический потенциал в становлении и развитии курортного дела, а технологии, применяемые на курортах Российской Федерации, вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную. В связи с чем, крайне важно сохранить исторически сложившееся в Российской Федерации использование курортов, в первую очередь, для целей медицины.
Отсутствие научно обоснованной программы развития курортного дела в Российской Федерации приведет к снижению качества и эффективности оказания санаторно-курортной помощи, и, как следствие, к снижению резервов здоровья и социально-демографических показателей качества и уровня жизни, активности и трудоспособности населения.
Нерациональное использование природных лечебных ресурсов и отсутствие работ в области их разведки и выявления перспективных участков под лечебно-оздоровительные местности, приведет к уменьшению использования их в лечебной практике, возрастанию стоимости услуг с применением природных лечебных ресурсов, появлению их искусственных аналогов и сокращению доступности полноценного комплексного санаторно-курортного лечения.
Прогрессирующий износ материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и инфраструктуры курортов в целом приведет к сокращению доступности и снижению объемов санаторно-курортного лечения населения страны, окажет негативное влияние на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию на курортах, значительно снизит конкурентоспособность российских курортов на внешнем рынке.
Отказ от решения указанных проблем приведет к инерционному развитию курортного дела, когда показатели не будут улучшаться, а предоставление специализированного санаторно-курортного лечения будет невозможным. В этом случае санаторно-курортное лечение останется привилегией малочисленного слоя населения, а для социально-незащищенных категорий граждан станет недоступной. В конечном итоге будет происходить дальнейшее ухудшение демографических показателей (продолжительность жизни, рождаемость и смертность), показателей состояния здоровья населения (заболеваемость) и инвалидизации населения.
Разрабатываемые в настоящее время ведомственные и федеральные программы по линии туризма не отражают проблем в области курортного дела, так как специфика функционирования туристической и санаторно-курортных сфер при кажущейся схожести имеет принципиальные отличия. Так, основной задачей туризма является создание условий для путешествий в свободное время и удовлетворение потребностей граждан в организации отдыха и досуга, тогда как задачей курортного дела - профилактика заболеваний, лечение и реабилитация пациентов на основе использования природных лечебных ресурсов, укрепление здоровья и снижение заболеваемости населения страны. По данным медицинской статистики более 50% пациентов нуждаются в санаторном этапе лечения в собственном регионе.
Санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации в соответствии с медицинскими показаниями осуществляется в санаторно-курортных организациях различной формы собственности с использованием безопасных немедикаментозных природных лечебных ресурсов, таких как климат, минеральные воды, лечебные грязи, и направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний и оздоровления, а также на восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Таким образом, эффективно построенная система профильного санаторно-курортного лечения позволит не только повысить уровень здоровья населения, и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи, но и даст устойчивый поток финансирования в санатории, послужит стимулом развития их лечебной базы, улучшения условий временного проживания и сервисных служб.
По результатам реализации 1 этапа Подпрограммы в 2015 году:
- охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 3,5% в 2011 году до 17% в 2015 году;
- охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 1% в 2011 году до 9% в 2015 году;
- охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 68% в 2011 году до 74% в 2015 году.
По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году:
- охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 21% в 2016 году до не менее 45% в 2020 году;
- охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 12% в 2016 году до не менее 25% в 2020 году,
- охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 75% в 2016 году до 85% в 2020 году.
Реализация мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа.
В рамках I этапа предполагается осуществить мероприятия:
- по определению потребности в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении согласно заболеваемости населения Российской Федерации;