Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Мероприятие 4.4. Развитие специализированной медицинской помощи детям  


Показатели, определяющие состояние здоровья детского населения в Российской Федерации, в течение последних лет свидетельствуют о наметившихся позитивных тенденциях.

Вместе с тем педиатрическую службу ожидают серьезные перемены и в связи с изменением законодательства. Принятые Федеральные законы "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" значительно меняют не только саму систему организации медицинской помощи детям, ее доступность, но и формируют позитивное общественное мнение о медицине.

Стационарная медицинская помощь детям, в т.ч. специализированная, оказывается в 69 областных, краевых, республиканских детских больницах, в 231 детских городских больницах, в 28 детских инфекционных и 10 детских туберкулёзных больницах, в дневных стационарах на койках при больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях.

В последние годы отмечается снижение числа детских стационарных медицинских учреждений, меняется номенклатура детских стационарных медицинских учреждений. На фоне функционирования многопрофильных стационаров, создаются специализированные учреждения и центры (травматология и ортопедия, медицинская генетика, сердечно-сосудистая хирургия, онкология и др.).

Ежегодно госпитализируется более 6000 тыс. детей, однако до настоящего времени вопрос обеспечения доступности и качества специализированной медицинской помощи детям во всех регионах Российской Федерации остается не решенным.

Не во всех субъектах Российской Федерации имеются государственные учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь детям, материально-техническая база действующих учреждений детства имеет значительный износ капитальных фондов, устаревшее оборудование, ограниченные возможности приобретения современного высокотехнологичного медицинского оборудования, что обусловлено его высокой стоимостью.

Кроме того, большое влияние на качество и доступность специализированной медицинской помощи детям оказывает тот факт, что во многих регионах медицинская помощь по ряду профилей оказывается в стационарах для "взрослых" пациентов, например по детской онкологии - в онкологических диспансерах, по офтальмологии - в офтальмологических больницах или республиканских, краевых, областных больницах и т.д.

Необходимо отметить, что лечение детей требует междисциплинарного подхода: как правило, у ребенка выявляется несколько заболеваний одновременно, лечение детей требует специальных навыков и умений от врачей всех специальностей, включая диагностику, дети чаще нуждаются в проведении реанимации и интенсивной терапии, дети требуют особого подхода при назначении и применении лекарственных препаратов, особенно при проведении терапии иммуносупрессивными и генноинженерными препаратами, у детей быстрее и чаще развиваются прогнозируемые осложнения терапии и др. Лечение детей в стационарах для взрослых пациентов не позволяет в полной мере обеспечить такой междисциплинарный подход.

В рамках региональных программ модернизации здравоохранения предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение доступности специализированных видов медицинской помощи детям. Однако решить все проблемы реструктуризации педиатрического коечного фонда, улучшения материально-технической базы педиатрических лечебных учреждений, обеспечения высококвалифицированными кадрами не удастся.

В то же время с 2015 года предусматривается включение высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования и нельзя допустить снижения доступности данных видов помощи. Одним из условий такого эффективного включения высокотехнологичной медицинской помощи детям в систему обязательного медицинского страхования является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности необходимо развивать специализированные виды медицинской помощи детям с учетом роста показателей заболеваемости и смертности в каждом регионе.

В связи с переходом с 2012 года на новые критерии регистрации живорождения крайне актуальной становиться проблема ретинопатии недоношенных, которая занимает лидирующее положение среди причин слепоты и слабовидения с детства и остается в центре внимания офтальмологов всего мира последние десятилетия.

Ежегодно в Российской Федерации рождается около 100 тыс. недоношенных детей, по данным выборочных научных исследований среди этих детей около 70% относятся к группе риска по развитию нарушения зрения. Примерно у 25-37% (20-25 тысяч детей) формируется ретинопатия недоношенных. Среди этой категории детей 20-50% (4-10 тысяч) требуют хирургической коррекции.

Диагностика заболевания на ранних стадиях, а также своевременно начатое лечение, включая использование современных передовых технологий, позволяют предотвратить развитие тяжелых и необратимых стадий ретинопатии недоношенных, снизить число детей-инвалидов по зрению, в том числе с полной слепотой. Вместе с тем данный вид помощи пока доступен только в отдельных лечебных учреждениях крупных городов некоторых регионов.

Да настоящего времени сохраняется высокая потребность в развитии большинства видов специализированной помощи для детей: не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого-ортопедическая помощь детям, требуют серьезной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь и т.д.

Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет развитие в субъектах многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров, с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

Решение вопроса государственной поддержки строительства и реконструкции областных (краевых, республиканских) детских многопрофильных стационаров, структура которых должна полностью соответствовать современным требованиям позволит обеспечить реальное достижение целей и задач, поставленных в данном разделе подпрограммы.

Необходимо также кардинально изменить подходы к госпитализации детей: госпитализация должна быть обоснована, стационарное звено не может заменять собой амбулаторно-поликлиническое.

Одним из важнейших направлений развития детской медицины является более широкое внедрение стационарзамещающих технологий как на уровне амбулаторно-поликлинических, так и стационарных учреждений оказывающих медицинскую помощь детям.

Только улучшение материально-технического базы медицинских организаций субъектов Российской Федерации не позволит достичь поставленных целей.

Все это диктует необходимость развития в каждом регионе страны организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения.

В совершенствовании специализированной медицинской помощи детям важная роль принадлежит федеральным государственным учреждениям здравоохранения, в первую очередь многопрофильным педиатрическим стационарам.

Они являются научными и лечебными организациями, оказывающими специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь детям от 0 до 18 лет с различными заболеваниями по многим направлениям педиатрии, детской хирургии, травматологии-ортопедии, детской онкологии, детской хирургии и т.д.

В данных учреждениях работают высококвалифицированные медицинские кадры, задачей которых является не только оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи детям из всех субъектов Российской Федерации, но и разработка и внедрение новых технологий диагностики, лечения и реабилитации в педиатрическую практику, а также тиражирование инновационных подходов в оказанию данных видов помощи детям за счет обучения и подготовки квалифицированных кадров для регионов России.

Для выполнения целей и задач, поставленных государством для федеральных медицинских организаций, играющих координирующую роль в развитии и организации специализированной медицинской помощи детям, необходимо улучшение состояния их материально-технической базы с позиции создания условий для разработки инновационных технологий в педиатрии.

Таким образом, развитие специализированной медицинской помощи детям подразумевает строительство (реконструкцию) 10 областных (краевых, республиканских) детских больниц, совершенствование онкологической, травматологической, кардиохирургической, офтальмологической помощи детям, улучшение материально-технической базы федеральных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, помощь детям, а также совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического профиля, внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи детям, внедрение в педиатрическую практику современных научных достижений.

Реализация данного направления позволит достичь прогнозных показателей младенческой смертности, смертности детей в возрасте до 17 лет включительно, снижения уровня госпитализации детей и больничной летальности, а также снижения показателя первичного выхода на инвалидность среди детей.