В современных условиях постоянно развивающихся и меняющихся высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний требуется формирование как у студентов, так и практикующих специалистов, навыков, необходимых при работе с современным лечебно-диагностическим оборудованием, и широкое внедрение инновационных методов образования, симуляционных технологий.
В настоящее время на базе 49 медицинских образовательных учреждений, находящихся в ведении Минздрава России, созданы и функционируют в различной организационной форме структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования с использованием современных симуляторов и фантомов.
Количество обучающихся, ежегодно проходящих обучение в указанных структурных подразделениях, составляет до 10% от общего числа обучающихся по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (до 40 тысяч человек).
Вместе с тем деятельность данных структурных подразделений, включая объемы и виды практических навыков, осваиваемых обучающимися, требует нормативного регулирования в части определения требований к уровню оснащенности обучающего симуляционного центра. Указанные требования планируется разработать до 2014 года.
С целью обеспечения совершенствования системы практической подготовки в 44 высших учебных заведениях Минздрава России, 6 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования Минздрава России, 23 высших учебных заведениях Минобрнауки России, 1 образовательном учреждении дополнительного профессионального образования ФМБА России, Ханты-Мансийской государственной медицинской академии, 3 научных учреждениях Минздрава России, реализующих образовательные программы медицинского образования, будут созданы, в том числе за счет реорганизации существующих структурных подразделений, обучающие симуляционные центры, включая обучающие симуляционные центры по профилю высокотехнологичных видов медицинской помощи, использующие новейшие технологии и достижения современной медико-биологической науки и техники.
С 2014 по 2017 год будет создано 80 обучающих симуляционных центров (20 центров в год), представляющих собой комплекс связанных между собой и работающих по единым стандартам и технологиям обучения структурных подразделений образовательных организаций.
В этой связи, планируется определение ведущих образовательных организаций, обучающие симуляционные центры которых будут наделены координирующими полномочиями в области подготовки определенного перечня медицинских специалистов, по которым осуществляется обучение в соответствующем обучающем симуляционном центре.
Кроме того, будет создан единый всероссийский симуляционный образовательный центр - координирующий деятельность всех обучающих симуляционных центров.
Планируемое количество обучающихся, ежегодно проходящих подготовку в запланированных к созданию обучающих симуляционных центрах, в 2014 году составит 60 тысяч человек, в 2015 году - 130 тысяч человек, в 2016 году - 250 тысяч человек, в 2017 году - 290 тысяч человек, в 2018 году и далее ежегодно - 300 тысяч человек.
Развитие сети обучающих симуляционных центров позволит обеспечить:
- высокий уровень практической подготовленности обучающихся, соответствующий современным потребностям практического здравоохранения;
- разработку единого стандарта оснащения и обучения в центрах в сопряжении с мировыми тенденциями и практиками применения симуляционного обучения;
- объективную оценку уровня практической подготовки специалиста.
Одновременно, в указанном периоде будут реализованы мероприятия по созданию в указанных учреждениях экспериментальных операционных с использованием животных (80 операционных к 2018 году).
Также планируется организовать мероприятия направленные на развитие материально-технической базы существующих в образовательных учреждениях Минздрава России клинических структурных подразделений, включая капитальный ремонт используемых в данных целях зданий и сооружений образовательных учреждений, обновление используемого в медицинской деятельности лечебно-диагностического оборудования.