Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Мероприятие 9.4. Развитие государственной судебно-медицинской экспертной деятельности.


Государственная судебно-медицинская экспертная служба представляет на сегодняшний день обширную структурную сеть, включающую федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России и 86 региональных бюро судебно-медицинской экспертизы, которые имеют в своем составе более тысячи (1179) территориально обособленных подразделений (районных и межрайонных отделений). Региональные бюро судебно-медицинской экспертизы находятся в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и финансируются из региональных бюджетов. В настоящее время состояние системы государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, находящихся в субъектах Российской Федерации, характеризуется недостаточным уровнем аппаратно-технического оснащения и возрастающими требованиями правоохранительных органов к сокращению сроков проведения судебно-медицинских экспертиз и повышению их качества.

Основным требованием для объективности и полноты проведения экспертных исследований является материально и технически обеспеченная возможность их выполнения различными экспертами всех государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, но работающих по единым методикам.

Учитывая изложенное, необходимо повысить качество проводимых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждений экспертиз, что возможно только при внедрении единого порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждений Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Росси от 12 мая 2011 года* N 346н, которым утверждены не только общие принципы и особенности производства отдельных видов судебно-медицинских экспертиз, но и рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения государственных судебно-медицинских экспертных учреждений медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов экспертиз.

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 12 мая 2010 года". - Примечание изготовителя базы данных.


В целях обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19 ноября 2008 года* N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", необходимо обеспечить создание в структуре государственных судебно-медицинских экспертных учреждений генетических лабораторий с оснащением специализированных рабочих мест и укомплектование персоналом, обладающим соответствующими знаниями и практическими навыками.

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 3 декабря 2008 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Во многих государственных судебно-медицинских экспертных учреждений Российской Федерации лаборатории молекулярно-генетического профиля отсутствуют. Для развития в указанных учреждениях данного вида экспертной деятельности необходимо первоначально провести организационно-штатные мероприятия с развертыванием указанных лабораторий, подготовку (переподготовку) сотрудников, а в последующем обеспечить необходимым оборудованием и расходными материалами.

Учитывая, что единственным учреждением, проводящим все виды экспертных исследований, является ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России (РЦСМЭ), на него планируется возложить координирующую роль по вопросам подготовки кадров, разработки и внедрения современных технологичных методов экспертных исследований. Такой подход обусловлен тем, что в структуре научно-практической деятельности центра приоритетно развиваются отрасли, которые принято называть "высокотехнологичными".

В первую очередь речь идет о применении приемов и методов молекулярной генетики в решении вопросов идентификации, установлении кровного родства, а в ближайшей перспективе и геномной регистрации. Особенно это важно в условиях массового одномоментного появления неопознанных погибших, при объективной невозможности проведения начальных этапов их исследований в условиях стационарного государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, в частности, в случаях выполнения профессиональных функций в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф.

Адекватного развития требует другое, не менее важное направление деятельности государственных судебно-медицинских экспертных учреждений - судебно-химические и химико-токсикологические исследования, которые все чаще решают вопросы, связанные как с фармакокинетикой и фармакодинамикой, так и с синергизмом воздействия групп веществ (отравляющих, токсических, наркотических и др.) на организм человека.

Пожары на промышленных производствах, аварии на воздушном и железнодорожном транспорте, кораблекрушения речных и морских судов, выход из строя технических сооружений (прорывы плотин, взрывы шахт, зданий и туннелей), взрывы и радиоактивные выбросы на атомных электростанциях, выход токсических веществ в атмосферу, аварии на предприятиях, относятся к техногенным катастрофам. Техногенные аварии и катастрофы, локальные вооруженные конфликты, террористические акты - эти новые термины конца XX столетия прочно вошли в нашу жизнь, и требуют принципиально нового решения в подготовленности к работе в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций судебно-медицинских экспертов.

Каждая авария, либо техногенная катастрофа имеет свои отличительные черты по виду, масштабу разрушений; комплексу действующих повреждающих факторов, длительности их воздействия, которые в совокупности определяют количество человеческих жертв и характер разрушений объектов. Указанные факторы определяют потребность в различных силах и средствах, обусловливают необходимость проведения определенного объема работы.

Особенности участия специалистов судебно-медицинских экспертных учреждений Минздрава России при проведении судебно-медицинской экспертизы погибших в результате ЧС техногенного характера, а также в обеспечении следственных действий, осуществляемыми правоохранительными органами в настоящее время сопровождаются объективными трудностями, связанными прежде всего с отсутствием необходимого оборудования.

Для повышения результативности работы специалистов судебно-медицинских экспертов требуется закупка и широкое внедрение в практику специальной техники, позволяющей решать судебно-медицинские задачи по сопровождению органов следствия на месте обнаружения трупа и при чрезвычайных ситуациях.

Особого внимания требует работа по посмертному выявлению у трупов прижизненных инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатитов В, С, туберкулёза) у тех умерших, которые при жизни не стояли на учете как инфицированные. Внедрение экспресс-тестирования до момента проведения судебно-медицинского исследования трупа позволит более эффективно проводить противоэпидемические мероприятия, направленные на выявление инфицированных лиц, контактировавших с умершим и снизить профессиональную заболеваемость судебно-медицинских экспертов. Учитывая актуальность и постоянно возрастающую значимость данной проблемы, необходимо проведение работ по испытанию тест-систем для выявления гепатитов В, С, ВИЧ, туберкулёза в трупной крови, адаптировав их методику и организацию под исследование трупной крови, а также внедрение обязательной первичной лабораторной диагностики трупной крови на ВИЧ, ВГ В, ВГ С и туберкулёз с помощью аппаратных методов (иммуноферментного анализа, иммуноблоттинг, иммуногистохимия) в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.

В ходе реализации мероприятия планируется реализация комплекса мер по совершенствованию правовых, организационных и финансовых механизмов обеспечения деятельности государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, включая:

- внедрение единого порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждений Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12 мая 2011 года* N 346н, которым утверждены общие принципы и особенности производства отдельных видов судебно-медицинских экспертиз, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения государственных судебно-медицинских экспертных учреждений медицинскими приборами и оборудованием для проведения основных видов экспертиз;

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 12 мая 2010 года". - Примечание изготовителя базы данных.


- обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 19 ноября 2008 года* N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", обеспечить создание в структуре государственных судебно-медицинских экспертных учреждений генетических лабораторий с оснащением специализированных рабочих мест и укомплектование персоналом, обладающим соответствующими знаниями и практическими навыками;

________________
     * Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 3 декабря 2008 года". - Примечание изготовителя базы данных.

- совершенствование деятельности судебно-медицинских экспертов на месте обнаружения трупа и при чрезвычайных ситуациях;

- внедрение обязательной первичной лабораторной диагностики трупной крови на ВИЧ, ВГ В, ВГ С и туберкулёз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

Осуществление судебно-психиатрической экспертной деятельности в Российской Федерации регулируется: Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области здравоохранения, Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3184-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Гражданским Кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ; Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Инструкцией об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений), а также Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (с изменениями и дополнениями).

В настоящее время в Российской Федерации система государственной судебно-психиатрической экспертной службы представлена единственным судебно-психиатрическим экспертным учреждением федерального подчинения ФГБУ "ГНЦССП им.В.П.Сербского" и специализированными судебно-психиатрическими экспертными отделениями в структуре психиатрической службы субъектов Российской Федерации. Для осуществления диагностических процедур при производстве экспертной деятельности используется материально-техническая база психиатрических учреждений субъектов Российской Федерации.