Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития  


В настоящее время состояние системы государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, находящихся в субъектах Российской Федерации, характеризуется недостаточным уровнем аппаратно-технического оснащения и возрастающими требованиями правоохранительных органов к сокращению сроков проведения судебно-медицинских экспертиз и повышению их качества.

Основным требованием для объективности и полноты проведения экспертных исследований является материально и технически обеспеченная возможность их выполнения различными экспертами всех государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, но работающих по единым методикам.

Система государственной судебно-психиатрической экспертной службы в Российской Федерации представлена единственным судебно-психиатрическим экспертным учреждением федерального подчинения ФГБУ "ГНЦССП им.В.П.Сербского" и специализированными судебно-психиатрическими экспертными отделениями в структуре психиатрической службы субъектов Российской Федерации. Для осуществления диагностических процедур при производстве экспертной деятельности используется материально-техническая база психиатрических учреждений субъектов Российской Федерации.

Особую сложность составляет производство судебно-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей, т.к. не решен вопрос охраны отделений для лиц, содержащихся под стражей, регламентируемый действующим законодательством. В связи с этим из 693 экспертных коек, развернутых в субъектах Российской Федерации 166 (24%) находятся в СИЗО и ИВС.

Судебно-психиатрическая экспертная служба в субъектах Российской Федерации на сегодняшний день не располагает достаточным кадровым потенциалом, как в отношении численности экспертов, так и уровнем их профессиональной подготовки.

Организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья населения Российской Федерации.

Эффективность осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора достигается совокупной деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора, непосредственно осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, а также учреждений Роспотребнадзора, обеспечивающих контроль и надзор, проведение широкого спектра лабораторных исследований, осуществление научно-исследовательских и научно-методических разработок, выполнение мероприятий по профилактике чумы.

Благодаря активной политике органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в стране достигнуто и сохраняется в течение ряда лет эпидемиологическое благополучие по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, значительно снижена заболеваемость гриппом, вирусными гепатитами, обеспечена высокая эффективность мероприятий, направленных на борьбу с особо опасными инфекциями и санитарную охрану территории Российской Федерации.

В то же время очевидно, что эпидемиологическая ситуация в стране и мире в последние годы стала более сложной и непредсказуемой, о чем свидетельствуют:

- возникновение пандемии гриппа, вызванной вирусом A/H1N1/09;

- осложнение эпидемиологической обстановки по полиомиелиту в 2010 году, вызванное заносом дикого полиовируса;

- рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями вирусной этиологии;

- угроза завоза нетипичных штаммов холеры V.cholerae биовара Эльтор с повышенной вирулентностью, вызвавших эпидемию холеры на Гаити и в ряде других стран;

- появление новых высокоустойчпвых к антибактериальным препаратам штаммов бактерий, приводящих к формированию эпидемических очагов с необычно тяжелым клиническим течением (примером являются массовые заболевания в странах Западной Европы, вызванные энтерогеморрагической кишечной палочкой E.coli 0104-Н4);

- увеличение активности циркуляции возбудителей в очагах инфекций, общих для человека и животных (КГЛ, ГЛПС, КЭ, бешенство, бруцеллез, сибирская язва и др.), расширение нозоареала Лихорадки Западного Нила и других трансмиссивных инфекций в связи ростом числа антропургических очагов, на отдельных территориях РФ - увеличение числа заболеваний среди людей.

Новые задачи перед санитарно-эпидемиологическими службами и научными учреждениями страны поставлены в связи с образованием Таможенного союза, вхождением России в ВТО, активным взаимодействием в рамках СНГ, ШОС, ЕврАзЭС.

В первые годы 21 века значительно расширилось международное сотрудничество в сфере противодействия инфекционным болезням.

Возросла роль Российской Федерации в реализации решений по борьбе с инфекционными болезнями, принятых в рамках председательства России в "Группе восьми" в 2006 году. Неоспорима лидирующая роль России в координации усилий по борьбе с эпидемиями в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.

Научные исследования, направленные на снижение инфекционной заболеваемости, санитарной охраны территории и обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации осуществляют 18 НИО Роспотребнадзора, размещенные во всех без исключения федеральных округах - от Санкт-Петербурга до Иркутска и Хабаровска.

В 2011 году НИО Роспотребнадзора приступили к выполнению отраслевой научно-исследовательской программы на период 2011-2015 годов: "Научные исследования и разработки с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и снижения инфекционной заболеваемости в Российской Федерации".

Снижение вредного воздействия факторов среды обитания на население обеспечивается мероприятиями по профилактике массовой неинфекционной заболеваемости населения, включающими обеспечение безопасной среды обитания населения - атмосферного воздуха, водных объектов, почвы; повышение качества и безопасности пищевых продуктов, профилактику алкоголизма и табакокурения; обеспечение радиационной безопасности населения.

Реализация мер, направленных на снижение инфекционной и массовой неинфекционной заболеваемости позволяет обеспечить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. В тоже время заболеваемость холерой в ряде стран Карибского бассейна, в том числе на Гаити, привела к летальным исходам около полутора тысяч заболевших, число заболевших - сотни тысяч, произошло резкое, коренное изменение возбудителя гриппа, возврат полиомиелита в Российскую Федерацию, отмечен рост заболеваемости корью.

Остается актуальной проблема вспышечной заболеваемости. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется от 600 до 1200 вспышек инфекционных и паразитарных болезней с числом пострадавших в среднем около 13 тысяч человек, число эпидемических очагов по сравнению со среднемноголетними значениями выросло в 1,6 раза.

Отмечается рост заболеваемости коклюшем, корью, туляремией, сибирской язвой, бруцеллезом, бешенством, трихинеллезом, а также по группе острых кишечных инфекций.

В последние годы отмечены завозы на территорию Российской Федерации полиомиелита, вызванного "диким" полиовирусом малярии, лихорадки Западного Нила, лихорадки Денге, холеры и других. Обостряются проблемы с рядом природно-очаговых болезней и болезней, общих для человека и животных, в том числе и бешенству.

Профилактические и противоэпидемические мероприятия, прежде всего иммунизация контингентов из групп риска против гриппа, позволяют удерживать эпидемический процесс гриппа и ОРВИ на социально-приемлемом уровне, уменьшить продолжительность и интенсивность подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ, предупредить тяжелые осложнения и летальные исходы от гриппа. Благодаря проводимым мероприятиям экономический ущерб от заболеваемости гриппом и ОРВИ снизился на 30%.

Основными задачами по обеспечению лечения ВИЧ-инфицированных является ежегодное обследование на ВИЧ-инфекцию с профилактической целью не менее 22 миллионов человек; охват антиретровирусной терапией около 100 тысяч ВИЧ-инфицированных, нуждающихся в лечении.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, важнейшей составляющей демографической политики. Мониторинг безопасности пищевых продуктов свидетельствует о повышении удельного веса продукции, не отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям по таким социально значимым группам как рыба, мясо птицы, молоко - этот показатель за последние годы вырос по птице и птицепродуктам до 12,3%, рыбе до 11,2%, детскому питанию до 2,0%.