Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Мероприятие 7.2. Повышение престижа профессии  


Необходимость развития кадрового потенциала отрасли, способного обеспечить высокое качество оказываемых медицинских и фармацевтических услуг населению Российской Федерации, обуславливает значимость принятия комплексных мер по повышению престижа медицинской профессии.

Одним из направлений реализации данного мероприятия являются конкурс "Лучший врач года", наряду с которым, начиная с 2013 года, планируется проведение конкурса лучшего среднего медицинского работника, а с 2014 года - конкурса на лучшего преподавателя образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования, реализующего образовательные программы медицинского и фармацевтического образования.

При этом особое внимание будет обращено на необходимость проведения аналогичных мероприятий на региональном уровне.

Вместе с тем одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества профессиональной деятельности.

Основной причиной оттока высококвалифицированных специалистов из медицинских организаций государственной системы здравоохранения, а также нежелания выпускников с медицинским образованием работать по специальности и, как следствие, снижения объемов и качества оказания населению медицинской помощи, является низкий уровень заработной платы в государственных медицинских организациях.

В отдельных субъектах Российской Федерации среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей за 2011 год была ниже заработной платы по экономике соответствующего региона (в Тюменской области - 72,4%, в Республике Саха (Якутия) - 81,5%, в Республике Северная Осетия - Алания - 94,6%, в Санкт-Петербурге - 96,1%, в Рязанской области - 98,5%).

Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала в большинстве субъектов Российской Федерации не превышает 50-60% средней заработной платы в соответствующем регионе.

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижа медицинской профессии, ликвидации оттока медицинских кадров в учреждения негосударственных форм собственности необходимо обеспечить медицинских работников государственных медицинских организаций конкурентным уровнем заработной платы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить:

- повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- повышение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

- повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Реализация мероприятий Подпрограммы на региональном уровне будет осуществляться посредством повышения заработной платы медицинским работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

При этом повышение оплаты труда медицинских работников увязывается с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.

На федеральном уровне стоит задача по установлению в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя - показателя эффективности темпов роста заработной платы работников, возглавляемого им учреждения с учетом предусмотренного действующей системой оплаты труда в федеральных государственных учреждениях здравоохранения самостоятельности руководителя в установлении оплаты труда, прежде всего, размеров должностных окладов работников, возглавляемого им учреждения (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583).

Вместе с тем для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемой ими медицинской услуги (обеспечения предоставления медицинской услуги) необходимо обеспечить поэтапный перевод медицинских работников на "эффективный контракт", то есть на трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Перевод работников медицинских организаций на "эффективный контракт" направлен на совершенствование механизма оценки деятельности работников и увязки оплаты труда и качества труда.

"Эффективный контракт" является одним из механизмов, обеспечивающих соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Для решения данной задачи в рамках установленных систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений планируется усилить значение стимулирующих выплат и их долю в фонде оплаты труда учреждения. При этом стимулирование работников будет осуществляться исключительно за выполнение целевых показателей эффективности их труда, утвержденных на уровне локальных актов.

Для этого планируется на федеральном уровне:

- утвердить методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, их руководителей и работников;

- утвердить методические рекомендации по переходу работников медицинских организаций на "эффективный контракт";

- разработать (изменить) типовые отраслевые нормы труда;

- сформировать независимую систему оценки качества работы медицинских организаций, оказывающих социальные услуги в сфере здравоохранения.

На уровне субъектов Российской Федерации:

- разработать целевые показатели эффективности деятельности работников медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций;

- перевод работников медицинских организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских организаций на "эффективный контракт".

Кроме того будут определены меры ответственности руководителя медицинской организации в части выполнения показателей заработной платы медицинских и фармацевтических работников.