Меры правового регулирования разрабатываются ответственным исполнителем в первый год реализации Программы.
Должна быть пересмотрена нормативная база в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, оптимизированы контрольно-надзорные функции в данной сфере, усовершенствованы подходы к деятельности учреждений, оказывающих услуги детям и подросткам.
Обязательным условием является наличие нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование у населения здорового образа жизни, что требует активного участия в этом процессе органов законодательной власти Российской Федерации. Нормативно-правовые акты должны обеспечивать эффективную защиту населения от последствий потребления табака, а также избыточного содержания в продуктах питания поваренной соли. Нормативно-правовая база должна позволять осуществлять эффективную налогово-акцизную политику по стимулированию производства здоровых продуктов питания и регулированию рынка алкогольной продукции. Также нормативно-правовые документы должны обеспечивать наличие на упаковках продуктов питания информации об их калорийности, содержании жиров, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот, соли, углеводов и добавленных сахаров.
Необходимо разработать нормативное обеспечение и организационно-методические принципы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации.
Необходимо разработать нормативное обеспечение и организационно-методические принципы формирования национального (межведомственного) банка данных лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и психотропными средствами.
Следует обеспечить нормативное правовое регулирование системы обследования детей и подростков на немедицинское употребление наркотиков.
Необходимо разработать нормативное правовое регулирование оказания психолого-педагогической, медико-психологической и медико-реабилитационной помощи несовершеннолетним, у которых во время профилактического осмотра было выявлено наркопотребление.
Следует разработать систему правовых мер, направленных на создание дополнительных стимулов для лиц, злоупотребляющих или страдающих зависимостью от алкоголя, наркотиков или психотропных средств, принимать решение о лечении и прохождении медико-социальной реабилитации от алкоголизма, наркомании или токсикомании.
Необходимо разработать законодательное и нормативное правовое регулирование лечения и медико-социальной реабилитации по поводу наркомании, алкоголизма и токсикомании правонарушителей, которым на время лечения и медико-социальной реабилитации предоставлена отсрочка отбывания наказания или освобождение от отбывания наказания.
Необходимо разработать законодательное и нормативное регулирование обязательного профилактического антиалкогольного и антинаркотического учебно-просветительского курса для участников дорожного движения, которые управляли автотранспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Следует разработать принципы ответственной рекламы медицинской (в том числе медико-социальной) деятельности и законодательно-нормативный механизм ее регулирования и контроля.
В области развития кадрового потенциала отрасли планируется разработка процедуры аккредитации специалистов, утверждение типовых программ дополнительного профессионального образования в области медицины и фармации, утверждение требований к уровню оснащенности обучающих симуляционных центров отдельно по специальностям подготовки, экспериментальных операционных с использованием животных, принятие положений о клинике и клинической базе.
Нужно сформировать в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий дополнительные стимулы к инновационному развитию путем усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд: совершенствование законодательства в области закупки новых технологий в биомедицине.
Важным является повышение конкурентоспособности исследований и разработок, эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том числе путём внедрения правовых основ в области определения приоритетных направлений исследований на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития.
Следует совершенствовать и развивать систему стандартизации медицинских услуг, в первую очередь - за счёт массового внедрения порядков оказания медицинской помощи; вводить в практику порядки, связанные с организацией медицинской и медико-социальной реабилитации и санаторно-курортного лечения, определять и совершенствовать перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Получение новых результатов исследований, новых методик, измерений, введение новых врачебных специальностей могут и должны учитываться при управлении нормативной базой (порядками) и являться основанием для пересмотра порядков.
В области информатизации необходимо создание, модернизация и реформирование информационной структуры отрасли здравоохранения. В этом направлении необходимо добиваться сквозного структурирования информационных и понятийных классификаторов, упорядочивания информационных потоков. В дальнейшем это позволит соотнести классифицированную структуру здравоохранения с системой принятия решений в рамках эконометрического и эпидемиологического компьютерного моделирования.
Основные положения и ожидаемые сроки принятия (с учетом предусмотренной законодательством Российской Федерации оценки регулирующего воздействия) нормативных правовых актов, планируемых к разработке и утверждению в сфере реализации Программы, представлены в таблице 4.