Недействующий

     

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
1 марта 2012 года N Пр-539

     

Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 года N 585
____________________________________________________________________

     

I. Общие положения  

1. Настоящие Основы определяют на долгосрочную перспективу цель, основные направления, принципы и актуальные задачи государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.

2. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, соглашения и конвенции в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, участницей которых является Российская Федерация.

3. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - использование атомной энергии), является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Правительство Российской Федерации.

II. Основные факторы, определяющие государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  

5. Возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с ядерно и радиационно опасными объектами (включая ядерное оружие и его компоненты, ядерные энергетические установки военного назначения), ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений (далее - ядерно и радиационно опасные объекты и материалы), может затрагивать жизненно важные интересы человека, государства и общества и иметь долговременные негативные последствия, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации.

6. Основными факторами, определяющими государственную политику в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, являются:

а) возрастание роли ядерной энергетики и ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития Российской Федерации в рассматриваемой перспективе, обеспечении ее национальных интересов и суверенитета;

б) высокая чувствительность политики ведущих ядерных держав к ядерным авариям, проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также к ликвидации накопленного экологического ущерба и реабилитации радиационно загрязненных участков территории Российской Федерации;

в) повышение международных требований к безопасности объектов использования атомной энергии и, как следствие, гармонизация норм ядерной и радиационной безопасности на глобальном уровне;

г) увеличение количества объектов использования атомной энергии, отработавших свой нормативный срок эксплуатации и подлежащих выводу из эксплуатации;

д) повышение требований к работникам ядерно и радиационно опасных объектов, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, физической защите и защите информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах, нераспространению ядерного оружия и ядерных материалов;

е) сохранение угроз со стороны радикальных террористических организаций, в том числе международных, в отношении ядерно и радиационно опасных объектов и материалов.

III. Цель и основные направления государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  

7. Целью государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности является последовательное снижение до социально приемлемого уровня риска техногенного воздействия на население и окружающую среду при использовании атомной энергии, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций и аварий на ядерно и радиационно опасных объектах.

8. Для достижения этой цели необходимо сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:

а) совершенствование государственного управления и координации работ в области безопасного использования атомной энергии, включая вопросы организации перевозок ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, развития культуры безопасности на объектах использования атомной энергии с учетом международной практики;

б) совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включая вопросы нормативного регулирования, государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью, повышения эффективности лицензионной деятельности и экспертиз по безопасности в этой области, в том числе создание механизмов для проведения всесторонней экспертизы безопасности ядерно и радиационно опасных объектов;

в) усиление защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов от возможного вредного влияния человеческого, техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений, включая совершенствование систем и средств физической защиты объектов использования атомной энергии, повышение их противодиверсионной и антитеррористической устойчивости;

г) кадровое обеспечение всех видов работ, относящихся к деятельности по использованию атомной энергии и влияющих на обеспечение безопасности, включая совершенствование системы профессионального отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации с использованием современных генетических, психофизиологических и медицинских методов диагностики состояния здоровья персонала, осуществляющего деятельность в области использования атомной энергии;

д) ликвидация и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов и реабилитация радиационно загрязненных участков территорий Российской Федерации;

е) совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и системы реагирования на радиационные аварии;

ж) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, организации аварийной готовности и аварийного реагирования.

IV. Основные принципы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  

9. Основными принципами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности являются:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, а также международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;

б) гармонизация законодательства Российской Федерации с международным законодательством на основе правоприменительной практики;

в) безусловный приоритет обеспечения ядерной и радиационной безопасности как непременное условие осуществления любой деятельности в области использования атомной энергии;

г) соблюдение баланса интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, участвующих в деятельности по использованию атомной энергии, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение ядерной и радиационной безопасности, персонификация ответственности должностных лиц;

д) реализация принципа социально приемлемого риска, имеющего целью минимизацию ядерного и радиационного рисков (как компонентов совокупного техногенного риска), в том числе поддержание на возможно низком уровне (с учетом экономических и социальных факторов) индивидуальных доз облучения персонала и сокращение числа облучаемых лиц;

е) запрещение всех видов деятельности в области использования атомной энергии, при которых получение положительного результата не компенсирует риска возможного вреда;

ж) приложение усилий и ресурсов федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, собственников ядерно и радиационно опасных объектов и эксплуатирующих их организаций на основных направлениях обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

з) обучение и переподготовка работников ядерно и радиационно опасных объектов, органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности, предупреждения и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, физической защиты и защиты информации о ядерно и радиационно опасных объектах и материалах, нераспространения ядерного оружия, ядерных материалов на основе использования новейших достижений науки и техники по программам высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования в концепции обеспечения непрерывного образовательного процесса в течение всей трудовой деятельности;

и) комплексная защита ядерно и радиационно опасных объектов от возможных негативных воздействий природного, техногенного и антропогенного характера, в том числе от террористических угроз;

к) разрешительный характер деятельности в области использования атомной энергии с применением механизмов лицензирования, аккредитации, сертификации и других форм разрешительных механизмов;

л) эффективное разграничение существующих полномочий и функций между органами государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, органом государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление деятельностью по использованию атомной энергии, уполномоченным органом управления использованием атомной энергии и эксплуатирующими организациями ядерно и радиационно опасных объектов;

м) доступность и открытость информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при соблюдении законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

н) недопущение зависимости от иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и обеспечения ядерной и радиационной безопасности;

о) поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с использованием атомной энергии;

п) синхронизация планов развития технологий и услуг в области ядерной и радиационной безопасности с планами инновационного развития атомной отрасли;

р) финансовая ответственность эксплуатирующих организаций за возможный ядерный и радиационный ущерб перед гражданами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Актуальные задачи по реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности  

10. Актуальными задачами по совершенствованию государственного управления, государственного регулирования и координации работ в области безопасного использования атомной энергии являются:

а) повышение эффективности государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

б) совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и уполномоченного органа управления использованием атомной энергии;

в) повышение качества исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью в области использования атомной энергии, включая разработку соответствующих административных регламентов уполномоченных органов государственной власти;

г) гармонизация требований в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках нормативных правовых актов Единого экономического пространства, Таможенного союза и других межгосударственных союзов, формируемых при активном участии Российской Федерации;

д) усиление контроля на таможенной границе Российской Федерации, в территориальных водах Российской Федерации за транспортированием радиационно загрязненных материалов, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, в том числе судами иностранных государств;

е) совершенствование и внедрение правовых механизмов дисциплинарной и административной ответственности за нарушения требований безопасности при использовании атомной энергии, механизмов стимулирования деятельности по повышению уровня безопасности;

ж) проведение инвентаризации радиационно загрязненных территорий Российской Федерации, включая места проведения ядерных взрывов в мирных целях, и их категорирование по уровню потенциальной опасности;

з) обеспечение административно-правового статуса зон безопасности вокруг ядерно и радиационно опасных объектов с учетом повышения их защищенности в условиях усиления террористических угроз;

и) создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами в целях организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного обращения с радиоактивными отходами, в том числе их захоронения;

к) создание единой системы обращения с отработавшим ядерным топливом;

л) совершенствование и развитие:

законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии;

контроля и надзора за ядерной и радиационной безопасностью;

системы обеспечения качества деятельности на объектах использования атомной энергии, необходимой для подтверждения соответствия установленным требованиям систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации указанных объектов;

системы лицензирования деятельности в области использования атомной энергии;

системы информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях на ядерно и радиационно опасных объектах;

единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и ее гармонизация с аналогичными международными системами;

системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

государственного контроля за транспортированием ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе на территории Российской Федерации, включая непрерывный автоматизированный мониторинг их местоположения и состояния в процессе транспортирования;

м) повышение эффективности научно-методического, нормативного, материально-технического, организационного обеспечения деятельности, осуществляемой по следующим основным направлениям:

освоение и внедрение критических технологий Российской Федерации, в том числе технологий, обеспечивающих безопасность ядерно и радиационно опасных объектов;

безопасное обращение с ядерными материалами, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом;

государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, предотвращение загрязнения окружающей среды, реабилитация радиоактивно загрязненных территорий;

поддержание на необходимом уровне готовности системы медицинского обеспечения организаций, эксплуатирующих ядерные и радиационно опасные объекты, к проведению комплекса лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий в случае возможных чрезвычайных ситуаций;

защита населения от сверхнормативного радиационного воздействия техногенных источников излучения и снижение до приемлемого уровня воздействия на население природных источников ионизирующего излучения;

охрана здоровья населения и персонала ядерно и радиационно опасных объектов, а также военнослужащих и сотрудников, обеспечивающих защиту и охрану этих объектов;

лицензирование деятельности и экспертиза безопасности в области использования атомной энергии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»