Вопросы организации обучения по курсу ОРКСЭ в 2009-2011 годах, в том числе по теме организации взаимодействия с религиозными организациями, представлены в подготовленных в этот период информационно-методических материалах - письмо Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования "Методические материалы для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в субъектах Российской Федерации" от 8 июля 2011 года N МД-883/03.
С 2012-2013 учебного года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года N 84-р преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ вводится во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.
Важно, чтобы учитель по любому из модулей ОРКСЭ понимал цели изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе, содержание курса, подходы к преподаванию религиозных культур, не нарушая при этом принципов научности, мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.
Концепция построения модулей курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должно обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей данного курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Несмотря на различное содержание учебного материала каждого модуля, сохранено их методологическое, структурное, методическое и дидактическое единство. Оно обеспечивается "Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу" (приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69):
В результате изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Программы модулей учебного курса ОРКСЭ дополнены сведениями по ознакомлению с другими религиозными культурами. В ситуации, когда класс делится на группы, изучающие разные модули курса, следует организовать учебное взаимодействие между ними. На первом, общем для всех модулей уроке, определяются общие цели и задачи изучения курса, стратегии межмодульного взаимодействия. На уроках 31-34 происходит знакомство с содержанием других модулей, а также презентация учебных проектов на тему "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.), подготовка которых предполагает взаимодействие учащихся из разных групп (модулей курса). Кроме того, часть времени повторительно-обобщающих уроков можно посвятить обзорно-ознакомительному изучению отдельных ключевых тем, включенных во все модули. Например, "Культура и религия", "Священные тексты", "Золотое правило нравственности", "Милосердие", "Семья", "Добро и зло", "Календарь и праздники", "Священные сооружения", "Долг и добродетель, свобода и ответственность", "Искусство", "Отношение к природе" и т.д.
Личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании, она должна строиться как позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция "недавления", "ненавязывания" своего мировоззрения, уважения и обеспечения мировоззренческого и культурного выбора, образовательного заказа семьи в преподавании ОРКСЭ.
Важным условием функционирования образовательной среды является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Под ними подразумевают такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, различные игровые типологии. Не менее важную учебную роль может выполнить использование на уроках выдержек из биографий религиозных деятелей, литературных произведений на религиозные сюжеты, трудов учёных по изучаемым вопросам, статьи и книги глав и авторитетных деятелей соответствующих конфессий; репродукции, макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкетирование.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:
- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом устойчивого развития человечества, что его уважение является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
- понимание учащимися, что их поведенческие модели - одни из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе "золотого правила нравственности": не делай другому того, чего не желаешь себе;
- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих социально значимых задач;