Характер Программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения;
неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
пассивное сопротивление распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения Программы;
недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках Программы;
пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов в рамках реализации мероприятий Программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
В рамках реализации Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации, в том числе для всех подпрограмм Программы:
1) Финансовый риск реализации Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, так и к недостатку внебюджетных источников финансирования.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий Программы.
2) Существенная дифференциация финансовых возможностей субъектов Российской Федерации приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными, в том числе испытывающими проблемы дефицита средств, необходимых для приведения указанных объектов и услуг в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.
Ограниченность возможностей региональных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий, что может приводить к росту межрегиональных различий в сфере осуществления мероприятий направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В рамках Программы минимизация указанного риска возможна на основе:
стимулирования межрегионального сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в указанной сфере;
дифференциации условий софинансирования региональных программ с учетом уровня бюджетной обеспеченности российских регионов, числа проживающих инвалидов на территории субъекта Российской Федерации;
научно-методической поддержки органов государственной власти.
3) Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий Программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Программы, и меры по их минимизации предпринимаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при управлении Программой, в том числе при организации работы координационного совета. Участниками Программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий Программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными участниками Программы результатов.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование. Участники Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти;
определение организационной структуры управления реализацией Программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
В целях снижения возможных негативных последствий и рисков предусматривается реализация 2 пилотных проектов в 6 субъектах Российской Федерации.
В 2011-2012 годах предусмотрена реализация основного мероприятия Подпрограммы 1 (пилотного проекта в 3 субъектах Российской Федерации по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации).
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: