95. Органы ЗАГС имеют право на обжалование действий и (или) бездействия гражданских служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения, принятые (осуществленные) гражданскими служащими территориальных органов при исполнении государственной функции.
96. Органы ЗАГС вправе письменно обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц территориальных органов в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Руководитель органа ЗАГС вправе обратиться с жалобой лично или по почте, электронной почте.
97. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации, если не установлен более короткий срок ее рассмотрения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.
98. Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.
99. Орган ЗАГС в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего гражданского служащего, свое полное наименование, адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации жалобы), суть жалобы, также ставится личная подпись заявителя и дата.
Дополнительно в жалобе указывается:
должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
обстоятельства, которыми обосновывается нарушение своих прав и законных интересов;
иные сведения, которые орган ЗАГС считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов орган ЗАГС прилагает к жалобе документы либо их копии.
100. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении изложенных в жалобе требований либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России, направляется в орган ЗАГС и в территориальный орган, действия или бездействие гражданских служащих которого обжаловались.
101. Орган ЗАГС вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.
При обжаловании решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий или бездействия гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке сроки обжалования и юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
102. Орган ЗАГС может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии гражданских служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет, на интернет-сайты и по электронной почте.
103. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:
в жалобе не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
если обжалуется судебное решение (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);
в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления своим правом);
текст жалобы не поддается прочтению (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);
в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
104. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в Минюст России (территориальный орган) жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц Минюста России (территориального органа), осуществленные и принятые ими в ходе исполнения государственной функции.
105. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих устанавливается Правительством Российской Федерации.
106. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.