Вопросы информирования о рисках, связанных с наступлением жаркой погоды и аномальной жары, и предоставления населению рекомендаций в отношении поведения в этих условиях желательно включить в стратегию профилактических мер по охране здоровья населения в условиях аномальной летней жары. Так как в разных частях Европы аномальная жара может случаться каждый год, то еще до наступления летнего сезона рекомендуется составить хорошо структурированную и опробованную коммуникационную стратегию, ориентированную на конкретные целевые группы. Для этого следует определить целевую аудиторию, средства коммуникации, содержание информации, которую нужно донести до целевой аудитории, и время, когда это необходимо сделать (см. информационный листок ВОЗ N 7, где указаны важнейшие принципы организации коммуникаций по вопросам рисков, связанных с аномальной жарой).
Что касается информационных материалов, то определены шесть категорий обращений к населению по следующим основным темам (Matthies, Bouchama & Menne, в печати):
Поддерживайте прохладную температуру воздуха дома
Старайтесь не находиться на жаре
Не допускайте перегрева тела, пейте достаточно жидкости
Помогайте окружающим
Что делать, если у вас проблемы со здоровьем
Что делать, если рядом с вами кто-то почувствовал себя плохо.
Распространение информационных материалов:
Чтобы ограничить эффект воздействия жары на здоровье, в начале и в продолжение всего летнего сезона необходимо распространять общие медико-санитарные рекомендации. Такие рекомендации можно издавать в виде информационных листовок, публиковать соответствующую информацию на специальных сайтах в Интернете и в СМИ (передавать по радио и телевидению). СМИ являются наиболее распространенным каналом связи с населением. Совместные программы СМИ и национальных министерств здравоохранения могут способствовать санитарному просвещению. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики, врачи семейной медицины и фармацевты также должны заниматься распространением медико-санитарных рекомендаций и информации для населения. Коммуникационные каналы необходимо выбирать в соответствии с характером их использования целевыми группами.
Например, Интернет можно использовать для информирования врачей и руководителей ассоциаций медико-социальной помощи, а вот люди, подвергающиеся наиболее высокому риску, могут оказаться не самыми активными пользователями Интернета.
Можно изучить и рассмотреть возможность использования новых коммуникационных каналов, таких как Интернет или система кратких СМС-сообщений на мобильные телефоны; они могут стать эффективным средством информирования работников здравоохранения или отдельных лиц, подвергающихся особенно высокому риску. В Венгрии посредством телефонных интервью было проведено исследование по оценке коммуникационной стратегии, которое показало, что телевизионные рекламные ролики население воспринимает в целом положительно, а вот вопрос о полезности Интернета в этой сфере необходимо пересмотреть (Kishonti, Paldy & Bobvos, 2006).
Одной из наиболее уязвимых к воздействию жары категорий населения являются пожилые люди (Kovats & Hajat, 2008; WHO Regional Office for Europe, 2009), поэтому, организуя информационные кампании, о них следует позаботиться особо. Содержание информационных листовок для пожилых людей может немного отличаться с точки зрения набора обращений, с учетом конкретных рисков и потребностей данной целевой группы. В листовках, адресованных пожилым людям, должны содержаться простые практические советы (касающиеся, например, питьевого режима) и важная контактная информация о службах социальной и экстренной помощи.
Вместе с тем было показано, что для эффективной профилактики одного лишь пассивного информирования с помощью листовок и брошюр недостаточно, особенно если речь идет о пожилых людях, лицах, живущих в условиях социальной изоляции, и бездомных; любые мероприятия по охране общественного здоровья должны сопровождаться более активными действиями - например, можно организовать систему взаимопомощи, посещать таких людей на дому, ежедневно звонить им по телефону.