Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться при планировании и реализации мер реагирования в условиях аномальной жары; в основном они выведены из общих принципов реагирования на чрезвычайные ситуации.
Использование существующих механизмов и применение обычных мер реагирования на чрезвычайные ситуации. Многие подходы к планированию и реализации мер реагирования в условиях аномальной жары опираются на общие модели планирования действий в чрезвычайных ситуациях. Как правило, создание новых систем сопряжено с риском упустить из виду те уроки, которые были извлечены в другое время и в других обстоятельствах, а в кризисных ситуациях лучше работают апробированные и отработанные механизмы управления и контроля. Поэтому на этапах планирования и реализации ответных мер в условиях аномальной жары рекомендуется использовать существующие местные, региональные и общенациональные механизмы реагирования на чрезвычайные ситуации.
Обеспечение долгосрочного подхода. Недостаточно просто отреагировать на чрезвычайную ситуацию; важно создать долгосрочную основу для предотвращения ее негативных последствий в будущем и обеспечить подготовленность к ней. В отношении аномальной жары разработан ряд серьезных долгосрочных мер, направленных на сокращение масштабов воздействия изменения климата, а также мер по смягчению его влияния путем внесения соответствующих изменений в антропогенную среду. Обе категории этих мер включены в настоящий план.
Решение проблемы в комплексе. Практически все планы действий в чрезвычайных ситуациях предполагают необходимость межведомственного и межсекторного подхода, и случай аномальной жары не является исключением. Несмотря на то, что многие из необходимых мер относятся к компетенции сектора здравоохранения, важнейшим фактором успеха здесь является активное вовлечение в процесс других секторов.
Обеспечение эффективности информирования, взаимодействия с населением. Эффективность любого плана действий зависит от способности организаторов и лиц, ответственных за его реализацию, донести до целевой аудитории (и особенно до категорий населения, подвергающихся наиболее высокому риску) своевременную, полезную, понятную, непротиворечивую и достоверную информацию. К сожалению, известно немало примеров, когда ненадлежащая организация информирования, связи с населением приводила к задержке принятия необходимых мер, подрыву доверия со стороны населения и невыполнению им соответствующих рекомендаций, что, в свою очередь, влекло дополнительные негативные последствия. Ниже представлены рекомендации, основанные на результатах наиболее передового опыта работы в этой области.
Необходим план. Взаимодействие с населением по вопросам рисков рекомендуется включить во все аспекты планов организационной деятельности, включая мероприятия первичной профилактики, оповещения о наступлении аномальной жары, управление в критической ситуации и последующая стратегия.
Связь с населением по вопросам рисков должна быть организована в форме диалога. Раньше этот процесс сводился просто к информированию населения о принятых технических решениях (так называемая стратегия "решить и сообщить"). Сейчас специалисты считают, что в кризисной ситуации коммуникации - это всегда диалог. Без нацеленного обращения к существующим в обществе стереотипам изменить их, как правило, трудно. И практически невозможно разработать сообщения, которые смогли бы успешно заполнить информационную брешь между экспертным сообществом и населением, не имея четкого представления о том, что люди думают по тому или иному поводу.
Важно понимание общественного восприятия ситуации и сложившихся у населения стереотипов. Задача специалиста по связи с населением - разобраться в настроениях и убеждениях общества, а также оценить уровень знаний населения относительно конкретных факторов, угрожающих здоровью. Информацию об общественном восприятии этих рисков можно собрать с помощью комбинации формативного исследования и методов оценки, включая фокус-группы, экспертные комиссии, опросы общественного мнения, глубинные интервью и мониторинг СМИ. Такой информационный контроль может помочь определить, является ли та или иная концепция более важной для того или иного сегмента целевой аудитории, чем другая, и на базе каких концепций нужно составлять конкретные обращения к населению. До, во время и после реализации мероприятий по предупреждению последствий воздействия аномальной жары на здоровье необходимо изучать те аспекты, которые вызывают опасения людей, даже если эти опасения выглядят необоснованными. Обращения к населению по поводу возможных рисков должны содержать конкретную информацию о том, что люди могут сделать для того, чтобы обезопасить себя и своих близких.
Укрепление атмосферы доверия. Первостепенная задача взаимодействия с населением в кризисной ситуации во время аномальной жары состоит в том, чтобы создать, поддержать или восстановить атмосферу доверия. Это справедливо для любых культур, политических систем и уровней развития страны. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что паника среди населения вообще возникает нечасто, а в условиях полного и откровенного информирования о сложившейся ситуации является исключительной редкостью.
Ростки доверия зачастую закладываются с первого официального обращения к населению. От его своевременности, откровенности и полноты нередко зависит успех всей информационной кампании.
Наращивание потенциала. Сообщения для основных целевых групп нередко доносят коммуникационные посредники (СМИ, неправительственные организации, группы доверия). Укрепить планы действий поможет создание соответствующих руководств для таких посредников и для представителей, работающих с ними, установление контактов с этими посредниками и развитие их потенциала.
Обеспечение прозрачности. Поддержание общественного доверия требует информационной открытости (прозрачности); иными словами, сообщения должны быть откровенными, доходчивыми, полными и фактически достоверными. Прозрачность - это характер взаимоотношений между теми, кто осуществляет мероприятия, и остальной частью общества. Прозрачность позволяет населению "видеть", как производятся сбор информации, оценка риска и принятие решений, связанных с управлением чрезвычайной ситуацией.
Мониторинг и оценка. Как и другие элементы плана, все мероприятия, связанные с процессом коммуникаций, подлежат мониторингу и оценке. Были ли проведены мероприятия по повышению информированности населения еще до наступления кризисной ситуации? Какую роль сыграли коммуникации с населением? Какова была реакция вашей целевой группы (или групп) на предоставленные ей (им) информационные материалы? Что можно было бы улучшить в будущем?
Принимаемые в условиях аномальной жары меры не должны усугублять проблему изменения климата. Это один из очень важных принципов, который относится именно к ситуации аномальной жары. Казалось бы, в таких обстоятельствах очевидным решением является повсеместное использование кондиционеров, и нет сомнения, что для уязвимых групп населения это действительно может быть средством защиты. Однако следует учитывать, что кондиционирование воздуха является энергоемкой технологией и влечет дополнительные выбросы парниковых газов, в то время как существует множество других, менее энергоемких способов приспособления окружающей среды и зданий к условиям жары и защиты людей от нее.
Оценка результатов. Это один из ключевых принципов здравоохранения. В разделе, посвященном оценке, говорится о том, почему трудно оценить эффективность и правильность ПДЗЖ. Но если этого не делать, то невозможно ни добиться улучшения этих планов, ни извлечь уроков из опыта прошлых лет.