РУКОВОДСТВО
Документ подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздравсоцразвитня России на основании руководства Всемирной организации здравоохранения (под редакцией Franziska Matthies, Graham Bickler, Neus Cardenosa Marin, Simon Hales)
Резюме
18 января 2009 года между Всемирной организацией здравоохранения и Правительством Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве, одобренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 года N 1372-р. В рамках вышеуказанного соглашения предусмотрено оказание консультативной помощи в деятельности учреждений здравоохранения.
Настоящее руководство является результатом работы проекта EuroHEAT, проведенного при финансовой поддержке Европейской комиссии и направленного на совершенствование системы мер по охране здоровья населения в условиях экстремальных погодных явлений и аномальной жары. В руководстве говорится о важности создания планов по охране здоровья населения в периоды аномальной жары, указаны основные характеристики и ключевые элементы таких планов и приведены ссылки на источники информации об опыте ряда европейских стран, приступивших к их реализации и оценке.
Руководство подготовлено Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздравсоцразвития России на основании руководства Всемирной организации здравоохранения (под редакцией Franziska Matthies, Graham Bickler, Neus Cardenosa Marin, Simon Hales) в соответствии с вышеуказанным соглашением и предназначено для органов управления здравоохранением и социальной защиты, организаторов здравоохранения, медицинских работников и работников социальных служб.
К руководству прилагается дополнительный материал о влиянии аномального повышения температуры воздуха на смертность населения в Российской Федерации.
В результате изменений климата меняется и характер погоды; возрастает частота экстремальных погодных явлений, в том числе аномальной жары. В последние годы аномальная жара в Европе, в том числе в Российской Федерации, привела к росту смертности, хотя последствия негативного воздействия жаркой погоды и аномальной жары на здоровье человека, как правило, можно предотвратить. Для эффективной профилактики связанных с жарой заболеваемости и смертности необходим комплекс мер на различных уровнях, включая обеспечение функционирования метеорологических систем раннего предупреждения, своевременное распространение рекомендаций о мерах профилактики и защиты, совершенствование городского планирования и жилищного строительства, а также обеспечение готовности системы здравоохранения и органов социальной защиты к принятию необходимых мер. Такие меры можно объединить в специальный план по защите здоровья населения от воздействия жары.
Предисловие
На состоявшейся в 2004 году Четвертой Конференции на уровне министров по окружающей среде и охране здоровья министры здравоохранения и охраны окружающей среды европейских стран признали, что "климат уже меняется и что интенсивность и частота экстремальных погодных явлений, таких как наводнения, сильная жара и сильные морозы, в будущем могут измениться. Недавно имевшие место экстремальные погодные явления вызвали серьезные медицинские и социальные проблемы в Европе, особенно в городах". По мнению экспертов Межправительственной группы по изменению климата (МГИК), в XXI веке количество, интенсивность и продолжительность периодов аномальной жары на всей материковой поверхности Земли увеличатся.( )Такая тенденция повышает риск заболеваемости и смертности, обусловленных жарой, особенно среди пожилых людей, лиц с хроническими заболеваниями, детей и лиц, живущих в условиях социальной изоляции. Предполагается, что в наибольшей степени эти изменения коснутся городов, особенно в центральной, восточной и южной Европе, где периоды аномальной жары случаются уже сейчас. Впрочем, такие периоды будут иметь место и в тех регионах, где их пока еще не наблюдалось.
________________
Декларация (2004). Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2004 (EUR/04/5045267/6; http//www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0011/88580/E83335R.pdf. no состоянию на 28 марта 2008 года).
IРСС (2007). Summary for policymakers. In ML Parry et al.. eds. Climate change 2007; impacts adaptation and vulnerability Contribution of Working Croup II to the Founh Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change. Cambridge. Cambridge University Press, 7-22.
Последствия воздействия аномальной жары на здоровье человека в основном являются предотвратимыми, если население, службы здравоохранения, органы социальной защиты и объекты государственной инфраструктуры будут к этому надлежащим образом подготовлены. Системам здравоохранения, используя упреждающий многопрофильный и межсекторный подход, следует укреплять свои руководящие функции и развивать возможности сотрудничества с другими секторами, правительствами, учреждениями и международными организациями. Мероприятия, проводимые в рамках самих систем здравоохранения, могут включать: усиление мер по обеспечению безопасности здоровья населения; пропаганду здоровья, проводимую с участием других секторов; передовым опытом межсекторальной работы; наращивание кадрового потенциала здравоохранения; обеспечение оперативной информации и собственный положительный пример, который можно подать посредством "экологизации" здравоохранения.
Содержащиеся в этом Руководстве рекомендации основаны на результатах работы двухлетнего проекта, направленного на совершенствование системы мер по охране здоровья населения в условиях экстремальных погодных явлений/аномальной жары (EuroHEAT). Этот проект был начат в 2005 году в рамках реализации Плана действий на 2004-2010 годы, принятого на Четвертой конференции на уровне министров по окружающей среде и охране здоровья (Европейская комиссия). Проект проводился при финансовой поддержке Генерального директората Европейской комиссии по здравоохранению и делам потребителей (DG SANCO), а вклад в его реализацию внесли более ста ученых, научных консультантов, метеорологов, экологов и политических советников из 20 стран мира. Руководство адресовано организаторам здравоохранения и медицинским работникам. В нем описаны общие принципы и основные элементы национальных и региональных Планов действий по защите здоровья населения от воздействия жары, предложены варианты и модели различного рода мероприятий и приведены практические примеры и инструменты из опыта европейских стран. Эти предложения нужно внимательно изучить на предмет их практической осуществимости и применимости в каждой конкретной стране на общенациональном или региональном уровнях и, в случае необходимости, скорректировать с учетом местных особенностей. Мы надеемся, что это Руководство станет хорошим подспорьем в разработке и реализации эффективных Планов действий по защите здоровья населения от воздействия жары.
И.о. директора отдела программ
здравоохранения, Европейское
региональное бюро ВОЗ
Nedret Emiroglu
Принятые сокращения
С ЕС AT DG - Центр по чрезвычайным ситуациям Каталонии (Испания);
SANCO - Генеральный директорат по здравоохранению и делам потребителей (Европейская комиссия);
EuroHEAT - Проект, проводимый под руководством Европейского регионального бюро ВОЗ при финансовой поддержке Европейской комиссии (DG SANCO) и направленный на совершенствование системы мер по охране здоровья населения в условиях экстремальных погодных явлений / аномальной жары;
HPA - Агентство по охране здоровья (Великобритания);
InVS - Институт санитарного надзора (Institut de veille Sanitaire), Франция;
NHS - Национальная служба здравоохранения (Великобритания);