Действующий

Об определении количества добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых при добыче угля

О потерях бюджета по НДПИ  



В июле 2012 года Федеральной налоговой службой Российской Федерации направлено для применения налоговыми органами при реализации возложенных на них полномочий письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.2011 N 03-06-05-01/109, разъясняющее порядок определения количества добытых полезных ископаемых при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).

В соответствии с данными разъяснениями расчет НДПИ должен осуществляться налогоплательщиками на основании количества добытого полезного ископаемого при добыче угля по "чистым угольным пачкам", то есть по "угольным пачкам", не засоренным пустой породой.

Данная правовая позиция Минфина России соответствует сложившейся в 2006-2011 годах правоприменительной практике по вопросу определения количества полезных ископаемых при добыче угля.

Однако данный подход вступает в противоречие с правовой позицией Минфина России, высказанной ведомством ранее в письме от 14.07.2006 N 03-07-01-04-17, разъясняющем положения Налогового кодекса Российской Федерации: в целях исчисления НДПИ в качестве налогооблагаемой базы учитывать количество угольной продукции (уголь + примеси), в то время как на государственном балансе запасов полезных ископаемых указывается количество чистого угля.

При этом с момента вступления в силу главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации изменения в статьи 337 и 339 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения количества добытого полезного ископаемого в виде угля не вносились.

В результате правоприменительная практика и разъяснения Минфина России, изложенные в письме от 19.10.2011 N 03-06-05-01/109, по нашему мнению, противоречат положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 337 Налогового кодекса Российской Федерации добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

В определении полезного ископаемого для целей налогообложения ключевым является слово "продукция". В этом и состоит разница между понятиями, используемыми в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах. Понятие "полезное ископаемое", используемое в налогообложении, как правило, шире, чем применяемое в недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается. Уголь в "чистых угольных пачках" получают в результате дальнейшей переработки полезного ископаемого, в отношении которого осуществлены технологические операции, не являющиеся операциями по добычи полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей).

Таким образом, по мнению Коллегии Администрации Кемеровской области, уголь в "чистых угольных пачках" не является продукцией горнодобывающей промышленности, не входит в перечень угольной продукции, предусмотренной национальными стандартами, и не соответствует требованиям статей 337 и 339 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичная ситуация сложилась в определении стоимости единицы добытого угля.

Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяют стоимость добытого угля по ценам реализации первого товарного продукта - рядового угля с примесями пустой породы по завершении технологического процесса его добычи.

В то же время, если количество добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком по "чистым угольным пачкам", то и стоимость единицы добытого полезного ископаемого должна рассчитываться в сопоставимых показателях (применительно к "чистой угольной пачке"), поскольку в силу статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с данной нормой, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Следует отметить, что применение при исчислении НДПИ количества добытого полезного ископаемого в состоянии "чистой угольной пачки" приведет к серьезному сокращению доходной части бюджета Кемеровской области вследствие:

- снижения текущих начислений по НДПИ (до 20 процентов) по сравнению с суммой налога, определяемой от количества добытого угля по бухгалтерскому учету (ежегодно недопоступление текущих платежей по НДПИ может составить около 0,5 млрд. рублей);

- возврата из областного бюджета ранее уплаченного за три предшествующих года налога (объем возврата по НДПИ из областного бюджета за 2009-2011 годы может составить около 2,4 млрд. рублей).

Учитывая вышеизложенное, а также необходимость устранения существующих неясностей в применении норм законодательства о налогах и сборах поручить еще раз рассмотреть сложившуюся ситуацию с исчислением НДПИ на уголь и целесообразность применения при исчислении НДПИ количества добытого угля в состоянии "чистой угольной пачки" либо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части определения количества добытого угля при исчислении НДПИ.

В случае сохранения прежней позиции Минфина России по вопросу определения количества полезных ископаемых при добыче угля прошу рассмотреть возможность компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов бюджета Кемеровской области, возникающих в связи с изменением порядка исчисления НДПИ на уголь.

Губернатор
Кемеровской области
А.Г.Тулеев

     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка