Действующий

Программа развития движения школьных лесничеств

I. Актуальность проблемы, решение которой осуществляется путём реализации Программы развития движения школьных лесничеств  


Школьное лесничество - добровольное объединение школьников как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

По данным учета Федерального агентства лесного хозяйства в последние годы в нашей стране действовало более 3,0 тысяч объединений школьников, которые включали более 67 тысяч учеников. Средний возраст членов школьных лесничеств - 14 лет. Десятки тысяч школьников участвуют во всех видах деятельности, связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности, ведут активную работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, учатся познавать и беречь окружающий мир.

В последние десятилетия школьные лесничества переживают сложный период. Наблюдается противоречие между возрастающими потребностями общества в получении знаний о лесохозяйственной и лесоводческой деятельности и возможностями их реализации. Наблюдается дисбаланс между желанием проводить научно-исследовательскую и природоохранную работу с подрастающим поколением и отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьных лесничеств, недостатком учебно-методических пособий по организации работы.

В новых социально-экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической и научно-исследовательской работами, получая глубокие знания о лесе.

Следует отметить, что разнообразные природоохранные объединения школьников не всегда являются по своей сути школьными лесничествами, так как не все они связывают свою деятельность с лесом. Для того, чтобы выявить - является существующее объединение школьным лесничеством или нет, необходимо установить критерии оценки детских природоохранных объединений. Выявление на основе критериев действительного количества школьных лесничеств позволит осуществлять их адресную поддержку по всем направлениям, обозначенным в Программе.

Результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей. В течение последних нескольких десятилетий обучающих образовательных семинаров или конференций с руководителями школьных лесничеств на систематической основе не проводилось. Для устранения указанного пробела необходимо создать систему повышения квалификации руководителей школьных лесничеств.