УТВЕРЖДЕНА
приказом Рослесхоза
от 16 апреля 2012 года N 145

     

Программа развития движения школьных лесничеств  

     

     

Введение  


Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесов Российской Федерации составляет 1,1 миллиарда гектаров. Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения.

В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач - движение школьных лесничеств. Движение школьных лесничеств очень важно с воспитательной и пропагандистской точек зрения, оно помогает многим школьникам войти в мир окружающей природы, узнать её, понять и полюбить, сформировать бережное отношение к лесу.

Кроме того, работники лесного хозяйства России в своей деятельности большое внимание придают преемственности и передаче своего опыта подрастающему поколению. Школьные лесничества являются одной из эффективных форм получения подрастающим поколением профессиональных знаний и опыта в области лесоводческой деятельности, а также трудового воспитания молодого поколения.

Школьные лесничества призваны прививать у школьников любовь к природе родного края, формировать трудовые умения и навыки в области лесоводства, лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального природопользования, закреплять и углублять знания, осуществлять подготовку к сознательному выбору профессии.

Настоящая программа Федерального агентства лесного хозяйства по развитию движения школьных лесничеств (далее - Программа) разработана в целях их поддержки и развития. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно-исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

I. Актуальность проблемы, решение которой осуществляется путём реализации Программы развития движения школьных лесничеств  


Школьное лесничество - добровольное объединение школьников как внеклассная форма организации работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе родного края; расширения и углубления знаний в области лесоведения, биологии, экологии, других естественных наук; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов, подготовки к сознательному выбору профессии.

По данным учета Федерального агентства лесного хозяйства в последние годы в нашей стране действовало более 3,0 тысяч объединений школьников, которые включали более 67 тысяч учеников. Средний возраст членов школьных лесничеств - 14 лет. Десятки тысяч школьников участвуют во всех видах деятельности, связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности, ведут активную работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, учатся познавать и беречь окружающий мир.

В последние десятилетия школьные лесничества переживают сложный период. Наблюдается противоречие между возрастающими потребностями общества в получении знаний о лесохозяйственной и лесоводческой деятельности и возможностями их реализации. Наблюдается дисбаланс между желанием проводить научно-исследовательскую и природоохранную работу с подрастающим поколением и отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьных лесничеств, недостатком учебно-методических пособий по организации работы.

В новых социально-экономических условиях предлагается рассматривать школьные лесничества как раннюю профессиональную ориентацию школьников, помощь им в выборе своей будущей профессии. Движение школьных лесничеств должно стать базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, так как с раннего возраста они постигают азы лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают, занимаются практической, опытнической и научно-исследовательской работами, получая глубокие знания о лесе.

Следует отметить, что разнообразные природоохранные объединения школьников не всегда являются по своей сути школьными лесничествами, так как не все они связывают свою деятельность с лесом. Для того, чтобы выявить - является существующее объединение школьным лесничеством или нет, необходимо установить критерии оценки детских природоохранных объединений. Выявление на основе критериев действительного количества школьных лесничеств позволит осуществлять их адресную поддержку по всем направлениям, обозначенным в Программе.

Результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей. В течение последних нескольких десятилетий обучающих образовательных семинаров или конференций с руководителями школьных лесничеств на систематической основе не проводилось. Для устранения указанного пробела необходимо создать систему повышения квалификации руководителей школьных лесничеств.

II. Основные цели Программы:


Целями Программы являются:

- нормативно-правовое регулирование движения школьных лесничеств;

- координация деятельности школьных лесничеств;

- учебно-методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств;

- информационная поддержка движения школьных лесничеств;

- развитие форм и методов работы школьных лесничеств, качественное преобразование их деятельности;

- создание системы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств;

- пропаганда школьных лесничеств как формы эколого-лесоводственного воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников.

III. Перечень основных мероприятий Программы  

     

1. Нормативно-правовое регулирование движения школьных лесничеств:


- анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность детских общественных объединений (школьных лесничеств);

- подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части определения правового статуса школьных лесничеств, подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность школьных лесничеств;

- разработка и утверждение критериев отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам;

подготовка в заинтересованные органы государственной власти предложений по интеграции школьных лесничеств в систему непрерывного лесного образования, в том числе по приёму на бюджетные места в профильные средние и высшие учебные заведения выпускников школ из числа членов школьных лесничеств.

2. Координация деятельности по вопросам развития движения школьных лесничеств:


- создание при Федеральном агентстве лесного хозяйства Межведомственной рабочей группы по вопросам развития движения школьных лесничеств, призванной решать вопросы по реализации данной Программы, с участием заинтересованных органов государственной власти и общественных организаций;

- создание при Федеральном агентстве лесного хозяйства на базе ФБУ "Учебно-методический центр" центра методического обеспечения деятельности школьных лесничеств;

- создание региональных межведомственных комиссий по координации деятельности школьных лесничеств в субъектах Российской Федерации;

- разработка и утверждение региональных программ по поддержке движения школьных лесничеств в субъектах Российской Федерации;

- создание региональных учебно-методических советов по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств на региональном уровне.

3. Учебно-методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств:


- разработка методических рекомендаций по организации деятельности школьных лесничеств;

- разработка примерных образовательных программ, относящихся к деятельности школьных лесничеств;

- разработка проектов примерных положений о слетах, смотрах-конкурсах, других массовых мероприятий школьных лесничеств;

- создание общероссийской базы данных передового опыта по организации деятельности школьных лесничеств;

- подготовка рекомендаций по организации научно-исследовательской и опытнической деятельности школьных лесничеств.

4. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности школьных лесничеств:


- создание сайтов (разделов сайтов) школьных лесничеств;

создание в специализированных федеральных и региональных лесохозяйственных средствах массовой информации разделов о деятельности школьных лесничеств;

- издание и распространение среди руководителей школьных лесничеств методических рекомендаций по организации деятельности школьных лесничеств;

- подготовка ежегодных отчетов (докладов) о деятельности школьных лесничеств на региональном и федеральном уровнях.

5. Развитие форм и методов работы школьных лесничеств:


- участие школьных лесничеств в региональных и федеральных природоохранных мероприятиях и мероприятиях экологической направленности;

- организация и проведение ежегодного Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост";

- организация и проведение ежегодного Международного юниорского лесного конкурса.

6. Создание системы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств:


- создание базы данных о руководителях школьных лесничеств для организации рассылки учебно-методических материалов;

- организация курсов повышения квалификации для руководителей школьных лесничеств;

- проведение ежегодных региональных и всероссийских конференций и семинаров с руководителями школьных лесничеств.

7. Организация международного сотрудничества:


- организация взаимодействия школьных лесничеств с подобными зарубежными детскими и юношескими природоохранными объединениями;

- организация обмена опытом между российскими школьными лесничествами и подобными зарубежными детскими и юношескими природоохранными объединениями.

IV. Ожидаемые результаты Программы  


Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать качественному преобразованию деятельности школьных лесничеств, обеспечению начальной профессиональной ориентации и воспитания членов школьных лесничеств, выполнению ими научно-исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной направленности.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:

- осуществление поддержки развития движения школьных лесничеств;

- определение действительного количества школьных лесничеств на основе применения критериев оценки природоохранных объединений школьников;

- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов;

- увеличение количества школьных лесничеств и числа их членов;

- повышение уровня образования руководителей школьных лесничеств;

- стабильные и высокие результаты по итогам начального лесного образования членов школьных лесничеств;

- организация деятельности школьных лесничеств на новом уровне в рамках непрерывного лесного образования, профессиональная ориентация школьников и приобретение ими рабочих профессий лесного профиля;

- приток молодых специалистов в лесное хозяйство.

V. Финансовое обеспечение программы  


Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.

VI. Организация управления Программой и контроль хода её реализации  


Исполнителями Программы являются Федеральное агентство лесного хозяйства, его территориальные органы и подведомственные организации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Мониторинг и контроль исполнения Программы осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

VII. Реализация Программы. Сроки и ответственные исполнители  


Начало реализации Программы начинается с 1 января 2012 года.

Сроки исполнения мероприятий Программы и ответственные исполнители на 2012-2013 годы  

N п/п

Наименование мероприятий Программы

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

1. Нормативно-правовое регулирование движения школьных лесничеств

1.1

Анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность детских общественных объединений (школьных лесничеств).

II кв. 2012 года

ФБУ "Учебно-
методический центр"

1.2

Разработка и утверждение критериев отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам.

II кв. 2012 года

Рослесхоз, ФБУ "Учебно-методический центр"

1.3

Подготовка предложений по интеграции школьных лесничеств в систему непрерывного лесного образования, в т.ч. по приёму на бюджетные места в профильные средние и высшие учебные заведения выпускников школ из числа членов школьных лесничеств.

III кв. 2012 года

Межведомственная рабочая группа по вопросам развития движения школьных лесничеств

1.4

Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части определения правового статуса школьных лесничеств.

IV кв. 2012 года

Межведомственная рабочая группа по вопросам развития движения школьных лесничеств

2. Координация деятельности по вопросам развития движения школьных лесничеств

2.1

Создание Межведомственной рабочей группы по вопросам развития движения школьных лесничеств.

I-II кв. 2012 года

Рослесхоз

2.2

Создание при Федеральном агентстве лесного хозяйства на базе ФБУ "Учебно-методический центр" центра методического обеспечения деятельности школьных лесничеств.

II кв. 2012 года

Рослесхоз

2.3

Создание региональных межведомственных комиссий по координации деятельности школьных лесничеств в субъектах Российской Федерации.

II кв. 2012 года

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.4

Разработка и утверждение региональных программ по поддержке движения школьных лесничеств в субъектах Российской Федерации.

III-IV кв. 2012 года

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

2.5

Создание региональных учебно-методических советов по методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств на региональном уровне.

III-IV кв. 2012 года

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

3. Учебно-методическое обеспечение деятельности школьных лесничеств

3.1

Разработка методических рекомендаций по организации деятельности школьных лесничеств.

II-IV кв. 2012 года

ФБУ "Учебно-методический центр", Межведомственная рабочая группа по вопросам развития движения школьных лесничеств

3.2

Разработка примерных образовательных программ, относящихся к деятельности школьных лесничеств.

II-III кв. 2012 года

ФБУ "Учебно-методический центр"

3.3

Создание общероссийской базы данных передового опыта по организации деятельности школьных лесничеств.

2012-2013 годы

ФБУ "Учебно-методический центр", oрганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

3.4

Разработка проектов примерных положений о слетах, смотрах-конкурсах, других массовых мероприятий школьных лесничеств.

2012-2013 годы

ФБУ "Учебно-методический центр", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

3.5

Подготовка рекомендаций по организации научно-исследовательской и опытнической деятельности школьных лесничеств.

IV кв. 2012 года

ФБУ "Учебно-методический центр"

4. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности школьных лесничеств

4.1

Создание сайтов (разделов сайтов) школьных лесничеств.

II кв. 2012 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

4.2

Создание в специализированных федеральных и региональных лесохозяйственных средствах массовой информации разделов о деятельности школьных лесничеств.

II кв. 2012 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

4.3

Издание и распространение среди руководителей школьных лесничеств методических рекомендаций по организации деятельности школьных лесничеств.

IV кв. 2012 года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

4.4

Подготовка ежегодных отчетов (докладов) о деятельности школьных лесничеств на региональном и федеральном уровнях.

ежегодно до 20 января следующего за отчетным года

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений

5. Развитие форм и методов работы школьных лесничеств

5.1

Участие школьных лесничеств в региональных и федеральных мероприятиях природоохранной и экологической направленности.

ежегодно

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

5.2

Организация и проведение ежегодного Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост"

ежегодно

Рослесхоз, Минобрнауки России

5.3

Организация и проведение ежегодного Международного юниорского лесного конкурса.

ежегодно

Рослесхоз

6. Создание системы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств

6.1

Создание базы данных о руководителях школьных лесничеств для организации рассылки учебно-методических материалов.

II кв. 2012 года

Рослесхоз, ФБУ "Учебно-
методический центр"

6.2

Организация курсов повышения квалификации для руководителей школьных лесничеств.

I-II кв. 2013 года

ФБУ "Учебно-
методический центр", ФАУ "ВИПКЛХ"

6.3

Проведение всероссийских конференций и семинаров с руководителями школьных лесничеств.

ежегодно

Рослесхоз, ФБУ "Учебно-
методический центр"

7. Организация международного сотрудничества

7.1

Организация взаимодействия школьных лесничеств с подобными зарубежными детскими и юношескими природоохранными объединениями.

2012-2013 годы

Рослесхоз

7.2

Организация обмена опытом между российскими школьными лесничествами и подобными зарубежными детскими и юношескими природоохранными объединениями.

2012-2013 годы

Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Рослесхоза

www.rosleshoz.gov.ru (сканер-копия)

по состоянию на 23.11.2012     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»