Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства

5. Кадровое обеспечение деятельности театров  


Система повышения квалификации театральных специалистов, которая активно функционировала в прежние годы и давала хорошие результаты, фактически была свернута в связи с коммерциализацией этой деятельности. Относящиеся к дополнительному профессиональному образованию программы повышения квалификации в 90-х годах в основном потеряли государственную финансовую поддержку. Это же относится и к такой распространенной ранее форме повышения квалификации как творческие стажировки.

Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации, являющейся важным элементом театрального дела в России. При этом следует применять различные формы повышения квалификации с использованием потенциала высших учебных заведений, как внутри своего региона, так и за его пределами.

Качество театральной деятельности и развитие отечественного сценического искусства во многом зависит от корпуса руководителей театров. Цели и задачи театра изначально имеют такие разнонаправленные векторы, как удовлетворение эстетических потребностей населения и развитие этих потребностей, обеспечение гражданам России доступности к культурным благам и реализация ценовой политики, позволяющей максимизировать доходы, создание максимально благоприятных условий для творчества, для развития театрального искусства и решение повседневных задач проката текущего репертуара и др. Соответственно этому при управлении театром решаются, с одной стороны, задачи художественно-творческого определяющего ряда, с другой стороны, - задачи организационно-хозяйственные, подчиненные первым, но не менее важные в общем творческо-производственном процессе.

Художественно-творческий процесс в театре возглавляет специалист соответствующего профиля, обладающий необходимым авторитетом в коллективе и в театральном сообществе. В драматическом театре - это, как правило, режиссер, в музыкальном - дирижер, режиссер и балетмейстер. Организационно-хозяйственные функции исполняет директор или исполнительный директор (директор-распорядитель).

При этом в настоящее время наблюдается тенденция к постепенному исчезновению института художественного руководства, являющегося сущностной составляющей российского репертуарного театра. В этой связи региональная программа развития театрального дела должна предусматривать меры по поддержке режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, готовых не только к постановке отдельных спектаклей в региональных театрах, но и к тому, чтобы возглавить художественно-творческую работу в конкретном театре, взяв на себя ответственность за его развитие.

Минкультуры России проводит целых ряд проектов с целью более тесного взаимодействия молодого поколения режиссеров, сценографов, балетмейстеров с региональными театрами. Участие в этих проектах должно облегчить поиск будущих творческих лидеров. Вместе с тем возможность их долгосрочного сотрудничества с региональными театрами зависит, в первую очередь, от заинтересованности в этом конкретного театра и его учредителя, от их готовности предоставить необходимые условия - в первую очередь творческие - для реализации художественной программы, которую могут предложить театру молодые специалисты.

Руководители театров (художественные и административные) должны обладать необходимым уровнем знаний как в области искусства, так и в сфере управления, осознавать необходимость использования современных методов управления, опирающихся на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар-технологии, поиск альтернативных финансовых источников для поддержки своей деятельности и др. В структуре театров необходимы подразделения, реализующие эти управленческие технологии, укомплектованные компетентными специалистами, имеющими соответствующую подготовку.

Региональная программа развития театрального дела должна содержать план действий, обеспеченный необходимым финансированием и предусматривающий:

- организационные мероприятия, направленные на возрождение и развитие системы повышения квалификации театральных специалистов;

- целевую подготовку театральных специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- привлечение в театры своего региона высококвалифицированных театральных специалистов из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа;

- создание условий для привлечения в театры своего региона молодого поколения творческих деятелей, способных возглавить конкретный театр.