Действующий

О проведении разъяснительной работы по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг

Рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан  



Данные рекомендации разработаны Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании анализа практики применения законодательства Российской Федерации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве, включая проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей коммунальных услуг и созданию системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, общественных организаций и иных некоммерческих организаций, для систематизации работы с обращениями граждан.

Работу по реализации данных рекомендаций в целях устранения условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, рекомендуется ориентировать на решение задач по следующим направлениям.

Первое направление - информирование населения: о положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, правах и обязанностях участников жилищных отношений и системе контроля за организациями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами.

Информирование населения позволит обеспечить решение следующих задач:

- побуждение граждан для более открытого и действенного участия в процессе принятия решений в сфере управления жилищным фондом;

- формирование доверия к власти при решении проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- формирование новых инструментов и методов взаимодействия с населением, организации полноценной обратной связи.

Данное направление рекомендуется реализовывать путем организации взаимодействия со средствами массовой информации и проведения встреч руководства региональных государственных жилищных инспекций с населением, общественными и некоммерческими организациями.

При проведении информационно-разъяснительной работы предлагается задействовать средства массовой информации, а также использовать специально подготовленные тематические брошюры;

вовлечение наиболее активной части населения к решению вопросов управления МКД, через участие в анкетировании;

создание основы для оптимальной и эффективной организации проверок управляющих организаций;

направление результатов мониторинга правонарушений в сфере управления жилищным фондом в контрольный орган субъекта Российской Федерации для принятия решений в сфере управления жилищным фондом.

Данное направление рекомендуется решать с помощью мониторинга правонарушений, проведения "горячей линии" по управлению жилищным фондом и анкетирования населения.

Основные вопросы мониторинга правонарушений в сфере управления жилищным фондом должны отражать имеющиеся нарушения, в том числе:

- нарушение условий договора управления;

- правомерность выбора способа управления домом (выбор УК или создание ТСЖ);

- нарушения порядка проведения общего собрания ТСЖ и другие вопросы.

По результатам "горячей линии" необходимо давать устные юридические консультации по вопросам, не требующим проведения проверки. По вопросам, требующим проведения проверок, последние должны проводиться в установленном порядке. По результатам проверок в случаях выявления нарушений должны приниматься соответствующие меры.

Анкетирование может проводится как силами специалистов органов государственного жилищного контроля (надзора), так и силами территориальных органов местного самоуправления (ТОСами) или иными общественными или некоммерческими организациями.

Для проведения данного мероприятия предлагается разработать анкету с вопросами, позволяющими оценить качество управления.

Желающие принять участие в анкетировании должны иметь возможность заполнить анкету на сайте органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

В ходе анкетирования рекомендуется исследовать вопросы о доступности отчетов о деятельности управляющей компании, информации о необходимости проведения ремонтных работ на доме и требуемых финансовых средств. Результаты анкетирования должны отражать следующие итоги: процент жителей, довольных работой своей управляющей компании, процент граждан, желающих поменять управляющую компанию, и процент граждан, не желающих менять управляющую компанию, но требующих приведения их работы в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Выводы по результатам анкетирования позволят принять решения по улучшению качества управления жилищным фондом, в т.ч. по определению наиболее проблемных управляющих компаний, которые должны быть включены в число первоочередных по плановым проверкам.

Данные мероприятия позволят выявить и устранить правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также оценить удовлетворенность населения качеством управления жилищным фондом.

При подготовке тематических брошюр рекомендуется учитывать местные и региональные особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в регионе или муниципальном образовании с учетом специфики деятельности и состава организаций коммунального комплекса, структуры собственности и форм управления жилищным фондом.

Рекомендуется подготовка информационно-разъяснительных материалов и тематических брошюр по темам:

- Плата за жилищные услуги;

- Тарифы и оплата коммунальных услуг;